Коллегия архонтов в афинах. Афины. Реформы Солона. Учреждения афинской демократии. Основные группы населения

В полисах Эллады еще со времен становления государственности известна коллегия архонтов. Рассказывая о ранних событиях в Аттике, Аристотель писал, что первыми из магистратов стали архонт-базилей (исполнял жреческие функции), архонт-полемарх (до появления коллегии стратегов руководитель ополчения) и архонт-эпоним (букв. эпоним - дающий имя). Спустя несколько лет, стали избирать 6 архонтов - фесмофетов. «Они должны были записывать правовые положения и хранить их для суда над спорящими сторонами (Аристотель. Афинская полития. 3). В последующем коллегия архонтов из 9 человек сохранилась, но функции ее с появлением новых магистратов изменились.

В Афинах главой коллегии был архонт-эпоним (временем его магистратуры датировались декреты).

Херсонесский полис не имел столь длительного периода формирования государственности, как другие государства Эллады. Граждане, основавшие его, уже были знакомы с существующими конституционными установлениями. Вполне возможно, что те обязанности, которые перечислял для афинских архонтов Аристотель, отчасти характерны и для Херсонеса. Члены коллегии имели многочисленные обязанности, принимали посланников из других государств; контролировали деятельность хорегов, участвующих в подготовке театральных представлений; как и в некоторых других государствах Эллады. Вполне возможно, что они разбирали дела, касающиеся морали и нравственности граждан; заботились о том, чтобы опекуны не нанесли ущерба имуществу сирот, и осуществляли опеку над наследницами и вдовами. Для архонте-базилея, скорее всего, главной обязанностью являлось урегулирование спорных вопросов по делам богослужения; возможно, как и в Афинах, ведение процессов, касающиеся непреднамеренного убийства и нанесения ран.

Но выявить детали функций архонтов, как численность коллегии для эллинистического периода на основании эпиграфических памятников не представляется возможным. В первые века н. э., по мнению Э.И. Соломоник, избирали 6 архонтов .

Примечания

НЭПХ. II. С. 26, 30. Замечание о составе коллегии содержится в комментариях к постановлениям Народного собрания, относящихся к римскому времени. Статус их и состав не однозначно воспринимается историками, но об этом ниже, когда речь пойдет о соответствующем периоде. На соображения Э.И. Соломоник ссылается А.А. Владимиров (см.: Владимиров А.А., Журавлев Д.В., Зубарь В.М. и др. Херсонес Таврический в середине I в. до н. э. - VI в. н. э. Харьков, 2004. С. 267). В публикации эпиграфических памятников Херсонеса, приведенных в подстрочнике, архонт упоминался только на фрагменте надписи, по содержанию которой определить численность коллегии не возможно (НЭПХ. I. С. 159). Однако тождественный термин для обозначения магистратов, вовсе не означает полного совпадения функций.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики.,Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс - демоса с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

Основными источниками знаний о государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников законодательства и судебных решений.


История Древней Греции восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.

Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-V! вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.

С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.


Архонт - правитель древнегреческого полиса (города-государства), его высшее должностное лицо, представитель перед другими городами. Во времена византийской империи архонтами называли высокопоставленных вельмож. В славянском мире эта должность аналогична княжеской.

Сколько архонтов в ареопаге и что за титул

Когда пала Византия, Москва стала зваться «третьим Римом», а титул архонта отошел во владения Русской Православной Церкви. Константинопольский Патриарх присваивал титул архонта крещеным по православному обряду мирянам за особые заслуги.

Ареопаг

Самое большое распространение получили афинские архонты, которые появились еще до басилевсов (или при них, как гласят другие источники). В XI веке до н. э. царскую власть отменили, и представители царского рода Коридов стали носить этот титул в течение всей жизни, передавая его по кровной линии.

В VIII веке до н.э. должность архонта смогли получать евпатриды - представители знати Афин. Находиться на должности они могли не более десятилетия, а начиная с первой половины VII века до н. э. - не более года. Все это предпринималось для ослабления влияния титулованных вельмож.

Самые древние должности - это первый архонт эпонима , бывший главой исполнительной власти, второй - басилевс , ведающий религиозными культами, а третий - полемарк , то есть военачальник. В честь архонта эпонима называли год правления. В середине VII века до н. э. в этот список стали входить еще шесть архонтов-фемосфетов , исполнявших судебные функции.

Таким образом несложно сказать, сколько архонтов стало в ареопаге, судебном контролирующем органе, - девять. Вместе они представляли коллегию высших должностных лиц, вроде усеченной версии нынешнего парламента. Ареопаг имел политические, судебные, контролирующие и религиозные функции, огромное влияние.

Основные дела, которые расследовал ареопаг, - убийства. До тех пор пока не пали античные Афины, ареопаг представлял собой едва ли не самый авторитетный орган власти и суда. Все слои общества подчинялись ему, а члены ареопага пользовались множеством привилегий. Но афинская рабовладельческая демократия развивалась, и с течением времени ареопаг с архонтами утратили былую власть, но по-прежнему занимались исполнением судебных обязанностей.

В VI веке до н. э. архонт Солон провел реформы, по итогам которых коллегия архонтов стала не столь закрытой. Теперь пентакосимедимны, то есть члены высшего имущественного разряда, могли претендовать на должность. Чуть позже такими правами стали обладать и члены второго разряда - гиппеи, т. е. всадники.

С V века до н. э. право распространилось на зевгитов. В V веке коллегия окончательно потеряла политическую значимость вкупе с реальной властью. До самого конца века ареопаг оставался почетным органом, выполняющим разные государственные обязанности. В классический период выборы в ареопаг выполнялись жеребьевкой среди членов благородных семей. Претендовать на столь высокий титул могли лишь самые достойные люди города.

Коллегия архонтов в Византии

Коллегия в Афинах имела большое значение именно как государственный орган с девятью почетными гражданами. Для византийцев архонт был правителем государства (архонтии) , признававшей императорский сюзеренитет. Существовала женская версия титула, которая отходила к супруге владыки - архонтисса.

В начале XI – XII века титул архонта присваивался фактическим владетелям лимитрофных территорий, т. е. земли ранее принадлежавшие Византии. Они фактически не управлялись страной, однако номинально продолжались считаться частью империи. Продолжали свое существование должности архонта аллагии (командующего императорской конницей и пехотой), архонта влаттии (начальника государственных мастерских по изготовлению и окрашиванию наиболее ценных тканей), архонта соли (начальника имперских солеварен, в обязанности которого входило слежение за выработкой и оптовым отпуском соли).

Существовал титул архонта архонтов как аналогичного армянского титула ишаханаца ишхана (шаншаха). Его использовали во внешней политике, торговых отношениях. После присвоения этого титула православной церковью он стал значить что-то вроде «церковного дворянства». Это произошло благодаря связи Православия с турецким владычеством, при котором патриарх Константинополя был главой греческой общины, совмещая церковные обязанности и гражданские (так называемый рум-миллет).

В наше время некоторые отдельные церкви, придерживающиеся греческих традиций, сохранили институт архонтства. В 2012 году Болгарская Православная Церковь вновь ввела титул архонта в церковный обиход. Реакция была неоднозначной, но упразднения нововведения не произошло.

Гностицизм и архонты

Перевод слова двусмыслен. Греческий оригинал Евангелия может быть переведен как Сатана, Диавол. В гностицизме антагонисты добра, злые духи, правящие миром , зовутся архонтами и считаются демиургами физического плана и изначального закона нравственности, представляющего собой свод законов, запрещающих и наставляющих. Конечная их цель - сделать человечество рабами материального, низменного, физического.

Верховный архонт Абраксас

Раннегностическая секта офитов частично заимствовала имена архангелов и соединила их с антропоморфными обличьями - архангел Михаил имеет львиную голову, Суриил - бычью, Рафаил - змеиную, Гавриил - орлиную, Фавфаваоф - медвежью, Ератаоф - собачью. Порой Фарфаваоф и Оноил предстают с ослиными головами. На заре мироздания люди и стихии были поделены между изначальными сущностями.

Верховный архонт Абраксас отождествляется с Верховным владыкой, предстает как дух единства. Злобы в нем нет, но даже так он грешен из-за невежества относительно бытия в абсолютном Боге, которого невозможно превзойти. Полагая себя всевышним, верховный архонт сам себя почитает как Бога - и в этом его грех. Сын призван вывести отца из греховного заблуждения. Порой в гностической системе случаются расхождения, и тогда верховного делят на «великого архонта», что был на земле до пришествия Адама и Моисея, и на «второго», который подарил Моисею Закон.

Мандейство и манихейство рисует архонтов могущественными дьявольскими слугами. Сильнейшие из них принадлежат пяти изначальным стихиям: огню, земле, воде, воздуху и эфиру. Они - противоположность пятерым сыновьям Первого человека. В образе семи страстей предстают семь дьявольских слуг семи планет - Юпитера, Сатурна, Марса, Венеры, Меркурия, Урана, Нептуна. Большинство из них погибли во время первой космической битвы. Материальный мир построен на их мертвых телах.

Теория заговора гласит, что нашим миром тайно управляют масонские ложи . Современные энциклопедии и справочники точного ответа на это не дают, официальная медицина приписывает верящим в теорию заговора психические отклонения, истина остается за кадром. Всегда были те, кто находил в войнах, заговорах, революциях и государственных переворотах влияние сторонних сил, диктующих миру свою волю. Это касается и курса валюты и колебания цен на нефть и газ.

Кто контролирует мировую финансовую систему, кто обладает неограниченной властью? По мнению тех, кто верит в теорию заговора, эти правители - архонты. Одна из многих теорий гласит, что архонтом можно стать, войдя в узкий круг избранных. Но как? Что нужно совершить, чтобы стать современным архонтом и войти в коллегию? Ответ на этот вопрос недоступен даже многим высокопоставленным участникам тайного мирового правительства, не говоря уже о простых обывателях.

Многие авторы, исследующие теорию мирового заговора, опираются на мнения экономистов, финансистов и аналитических экспертов. Книга Сэнсей IV, описывающая Шамбалу, подробно разбирает историю появления самого влиятельного тайного сообщества, представляя всех современных политических деятелей марионетками в руках кукловода. Согласно его словам, мир находится в безнадежном положении под пятой беспощадного диктатора, навязывающего свое мнение всем странам, от лидеров-гигантов до отсталых аграрных островов.

Многие авторы полагают, что глобальное потепление - манипуляция или, напротив, фактор, который мешает воплощению планов элиты в жизнь. Как бы они не стремились установить новый мировой порядок, природа противостоит им. Инструменты манипуляции вскоре утратят свою эффективность, и в ближайшие десятилетия станет известна правда.

Действительно ли архонты - верхушка тайного правительства? Манипулируют ли они людьми, используя их в своих целях? Есть ли пастырь у овец, и не волк ли это? Сложно сказать, появятся ли у человечества ответы на эти вопросы в ближайшее время.

Древние Афины.

СУД И ПРОЦЕСС.

Илотов убивали без всякого суда и следствия. К периэкам тоже часто применяли внесудебную расправу.

Судебными полномочиями обладали:

- Герусия ,

- эфоры ,

Отчасти, цари ,

И даже народное собрание .

Компетенция судебных органов:

Герусия разбирала уголовные дела,

Эфоры – гражданские,

Цари – дела о наследстве, споры о выдаче замуж девиц-наследниц и о пользовании дорогами; они же председательствовали в военных судах во время военных походов.

Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни государства. Однако победа над Афинами в Пелопонесской войне стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело, наконец, к имущественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие полисы, Спарта в середине II в. до н.э . оказалась под властью Рима.


Начало становления афинской государственности принято связывать с деятельностью мифического героя - царя Тезея (около 12-11 вв. до н.э.), который провел ряд реформ , направленных на создание более централизованного государства:

а) объединение 12 мелких поселений в единое целое с центром в г. Афины (синойкизм );

б) разделение населения на 3 группы по профессиональному признаку:

На эвпатридов ("благородных", владельцев крупных земельных наделов, монополистов в политической сфере),

- демиургов (ремесленников, торговцев)

И геоморов - крестьян;

В) административно-территориальное разделение на 48 округов - навкрарий , имевшее прежде всего военное (в случае войны каждый округ выставлял военный корабль с экипажем) значение.

Тезеем были сделаны определенные уступки и простолюдинам - по преданию именно афиняне первыми из греков превратились из народа-толпы (лаос) в народ -граждан (демос).

После Троянской войны греческие аристократы повсеместно перестали выбирать царей - басилевсов , сосредоточив власть в своих руках (последний афинский царь Кодр в 1068 г. до н.э. пал в битве с дорийцами). В Афинах устанавливается олигархия .

Высшая власть :

- Ареопаг (совет Аресова холма)

И коллегия 9-ти архонтов :

Архонт - жрец,

Архонт - военачальник,

Архонт - глава гражданских дел,

6 архонтов-хранителей судебных правил.

Народное собрание хотя и созывалось, но большого значения не имело.

Период афинской истории с 11 по 7 вв. до н.э. – принято именовать «темными веками », так как данные об этом этапе истории весьма скудны и противоречивы.

Следующим важным этапом укрепления афинской государственности стали реформы , проведенные архонтом Солоном (около 594 г. до н.э .). Причинами реформ стало массовое закабаление свободного населения, угрожавшее государству бунтом, а также усиления противоречий между богатыми, но и политически бесправными, купцами, судовладельцами, владельцами ремесленных мастерских (афинская "буржуазия") и эвпатридами - землевладельцами, часто обедневшими, но обладающими монополией на управление государством.


Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон , избранный архонтом в 594 году до н.э . Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных . Поэтому они носили компромиссный , половинчатый характер .

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

1) Прежде всего, Солон провел СИСАХФИЮ - долговую реформу (которая означала прямое вмешательство в отношения собственности):

Задолженность бедняков была аннулирована.

Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались.

Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

2) С именем Солона связана также ЦЕНЗОВАЯ РЕФОРМА , которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на 4 разряда по имущественному признаку .

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права :

- общественные должности могли занимать только граждане первых 3-ех разрядов ,

А должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда .

Бедняки, входившие в низший, 4-тый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании , роль которого увеличивается.

Собрание стало:

Вырабатывать законы,

Избирать должностных лиц

И принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - ГЕЛИЭИ , в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых (эвпатридов) был учрежден новый орган управления СОВЕТ ЧЕТЫРЕХСОТ , избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем - его сыновей (560-527 гг. до н.э. ), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть ТИРАНА . Тираном в Афинах считался незаконный правитель , не обязательно устанавливающий жестокий режим.

Писистрат :

Облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит.

Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев.

Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте.

Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном , изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.

Реформы Клисфена , проведенные в 509 году до н.э. :

1. ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя.

2. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

3. Аттика была разделена на 10 территориальных фил , каждая из которых включала 3 находящиеся в разных местах территории (ТРИТТИИ ):

1) городскую,

2) прибрежную

3) земледельческую.

Они делились в свою очередь на ДЕМЫ .

Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения .

4. Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил СОВЕТ ПЯТИСОТ , формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой . Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений.

5. Был создан еще один орган – КОЛЛЕГИЯ 10-ти СТРАТЕГОВ , которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

6. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки, при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура , получившая название ОСТРАКИЗМ . Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет .

Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. В 5 в. до н.э. реформами Перикла иЭфиальта вводилась плата государственным должностным лицам, а ареопаг (последняя опора аристократии) был лишен политических функций, превратившись в орган судебный. В 5-4 вв. до н.э. Афины достигают своего наивысшего расцвета - военного, экономического, культурного.

Государственный строй Афинской республики в 5-4 вв. до н. э.

В период наивысшего расцвета Афин форма государства представляла собой следующее:

1) форма правления - республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные);

2) форма государственного устройства - полис (крохотное государство площадью в несколько десятков квадратных метров, в соответствии с современной терминологией - унитарное );

3) политический режим - демократический (все граждане имеют, хотя бы формально, равные права на управление государством и могли принимать активное участие в политической жизни). Демократия окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до 30-х годов IV в. до н.э.

В Афинской республике начала складываться система разделения власти на:

Законодательную,

Исполнительную

И судебную,

при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга (= система сдержек и противовесов???). Впрочем, в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание - эклессия - являвшиеся и законодательным, и судебными, и контролирующим органом). Тем не менее, система органов власти в республике представляла собой следующую картину.

Основными органами Афинского государства являлись:

Народное собрание,

Совет пятисот,

Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала 10, а позднее - 40 раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения» .

Компетенция народного собрания была обширной:

Оно принимало законы,

Издавало постановления по частным вопросам (псефизмы ),

Избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности,

Решало вопросы войны и мира,

Обсуждало продовольственное положение страны

- Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства.

Состав. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста . Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э. , за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек , то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян .

Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным:

Оно проверяло деятельность должностных лиц,

Обсуждало продовольственное положение и др.

Главное собрание шестого месяца , кроме того:

Решало вопрос об остракизме,

Обвинениях должностных лиц.

На трех других собраниях месяца рассматривались:

Жалобы граждан,

Религиозные,

Административные

И другие вопросы.

Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник . Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы - демагоги , защищавшие интересы отдельных групп свободных.

Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.

Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.

Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В СОВЕТ ПЯТИСОТ (буле ) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет .

К компетенции Совета относились вопросы управления :

Осуществление дипломатических сношений с другими государствами,

Управление финансами,

Надзор за арсеналами, доками, флотом,

Регулирование торговли,

Контроль за должностными лицами.

Должностные лица имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения.

Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов , поступавших на рассмотрение народного собрания , что позволяло Совету направлять деятельность последнего .

Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (ПРИТАНИЙ ), состоящих из 50 представителейодной филы . Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания).

По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

ГЕЛИЭЯ была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных : по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет .

В составе гелиэи функционировали 10 коллегий , в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Компетенция гелиэи:

1) Гелиэя была:

а) судом первой инстанции по делам:

О государственных преступлениях

И о злоупотреблениях должностных лиц

б) и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами.

2)Она также осуществляла некоторые контрольные функции

3) и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии :

а) вынесение законопроекта на обсуждение в народном собрании в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

в) принятие законопроекта народным собранием;

г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей :

Выборность,

Срочность,

Возмездность,

Подотчетность

Коллегиальность.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно:

Или по жребию .

Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке - ДОКИМАСИИ , во время которой выяснялись:

Их право на занятие должности,

Политическая благонадежность

И необходимые личные качества.

Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно . Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были:

Стратеги

Архонты.

Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан .

Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия :

1) Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота,

2) организовывать сбор чрезвычайных военных налогов,

3) руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков).

4) К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений:

Они принимали капитуляцию противника,

Заключали перемирие.

5) Полномочия в области правосудия:

Они вели следствие по делам о воинских преступлениях

Председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях.

6) Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер.

Иногда из стратегов выделялся АВТОКРАТОР

Командовавший армией,

А в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона 9 архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.

1) Первым архонтом считался АРХОНТ-ЭПОНИМ , за которым с расцветом афинский демократии сохранились лишь судебные функции по семейным долам и делам о наследстве.

2) Вторым архонтом был АРХОНТ-БАЗИЛЕВС . Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях.

3) Далее шел АРХОНТ ПОЛЕМАРХ , утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами ).

Остальные 3 АРХОНТА-ФЕСМОФЕТА руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700)

Управляли государственным имуществом,

Ведали государственной казной,

Наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан,

За торговлей на рынке,

Воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку

Свои должностные лица были в филах и демах.

В 4 в. до н.э. Афины попадают под власть Македонии, а во 2 в. до н.э. становятся одной из провинций Рима, тем самым республика прекращает свое существование.

1. Общие положения.

2. Народное собрание.

3. Совет пятисот.

4. Органы исполнительной власти.

5. Органы судебной власти.

По своей сущности Афинское государство являлось полити-ческой организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно пред-ставляло собой демократическую республику, в которой афин-ские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н.э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетно-сти, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

Народное собрание; Совет пятисот;

Коллегия стратегов;

Коллегия архонтов.

Верховным органом власти былоНародное собрание-экк-

Лесия.

Местом проведения собрания была центральная городская площадь – Агора. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полно-правные афинские граждане вне зависимости от их имущественно-го положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания

охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала зако-ны, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномо-чий, решала дела по продовольственному снабжению города, об-суждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспи-танием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт «жалобы на противозаконие», охранявший основ-ные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помо-щью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих сущест-вующие законы. В Народном собрании мог выступить любой уча-стник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

Рабочим органом Народного собрания былСовет пятисот

(булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетне-го возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, со-ставлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их от-четы. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По исте-чении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верхов-ное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, со-гласно которому один из стратегов занимал первое место не толь-ко в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосо-ванием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касаю-щиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти ар-хонтов и секретаря,избираемых с помощью жребия по одному откаждой филы. Первый архонт – эпоним, считался архонтом-правителем. Вторым был архонт-базилевс, занимавшийся жрече-скими функциями. Третий – военный архонт-полимарх. Оставшие-ся шесть составляли коллегию судей-фесмофетов. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жре-бию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Заседания гелиэи проходили в течение светового дня. По-этому она получила свое название в честь бога солнца – Гелиоса. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граж-дан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законода-тельства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определен-ные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

 
Статьи по теме:
Гамбургский счет - идиоматическое выражение Что значит фраза по гамбургскому счету
. «Гамбургский счёт» представлял собой действительное соотношение силы и мастерства цирковых борцов, тогда как на арене цирка победитель схватки определялся по договорённости заранее: Гамбургский счёт - чрезвычайно важное понятие. Все борцы, когда борют
Как приготовить печень говяжью вкусной и мягкой?
0:1 0:11 Говяжья печень - один из лучших субпродуктов не только по вкусу, но и пищевой ценности. В отличие от свиной, она обладает слегка горьковатым, но приятным вкусом. 0:315 0:325 Если говорить о питательной ценности говяжьей печени, то она являетс
Рецепты приготовления горячего шоколада в домашних условиях с фото и полезные свойства напитка
Изысканный напиток, который несложно приготовить своими руками в несколько этапов. Горячий шоколад не только вкусный, но и более полезный, чем плиточный родственник. Секрет горячего шоколада в том, что при готовке он теряет некоторую часть сахара, становя
Творожная запеканка с овсяными хлопьями Творожная запеканка с хлопьями в духовке
Пошаговые рецепты приготовления творожной запеканки с овсяными хлопьями, яблоком, тыквой, грушей и орехами 2018-06-21 Рида Хасанова Оценка рецепта 11167 Время (мин) Порций (чел) В 100 граммах готового блюда 12 гр. 4 гр. Углевод