Викарий – это кто? Викарий – это заместитель епископа или священника. Какими бывают викарии в христианстве Кому помогает викарий фармацевту или епископу

довольно много служителей, имеющих особые чины, простому человеку, без разъяснения непонятные. Одна из таких церковных должностей - викарий, упоминаемый чаще в католичестве, нежели в православии.

Кто такой викарий в православной церкви

Говоря общими словами, викарий является заместителем (особенно если учесть латинское происхождение этого слово, обозначающее как раз приведенное выше слово). Должность викария в церкви подразумевает исполнение некоторых особо важных обязанностей, связанных с помощью главному служителю собора - архиерею или епископу.

В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. При этом важная особенность данной должности - у викария не может быть своей епархии.

Викарий — должность в православной церкви, приравниваемая к заместителю священнослужителя

Характерно, что по прошествии нескольких лет в данной должности, викарий все еще может стать батюшкой , в том случае, если епископ и епархия поддержат это предложение. Поэтому должность не является постоянной.

Кроме того, в исключительных случаях викарию могут поручить управление определенной частью епархии, чаще тогда, когда в храме отсутствует священник по каким-либо причинам. Более того, в истории православия описаны случаи, когда викарий назначался управляющим над целым городом и в его прямые обязанности входил контроль за ведением богослужений в городских храмах.

Читайте о служителях церкви:

Важно! В церкви викарий также может обозначать как викарный архиерей или викарный епископ, подчеркивая характер должности - замещение основного служителя.

Некоторые православные церкви используют другое наименование данной должности, а именно: хорепископ. Этот термин появился в России еще во времена правления Петра I и окончательно укоренился в правление Екатерины Великой.

Обязанности

Как один из важных духовных чинов, викарий имеет довольно много обязанностей, связанных с его служением в том или ином приходе. К ним относят:

  • Помощь архиерею в управлении епархией.
  • Контроль исполнения указов и распоряжений архиерея.
  • Составление отзывов (либо других письменных документов), служащих ответом руководителям других приходов епархии, адресованных главным образом архиерею и согласованных по окончании составления с ним же.

В обязанности викария входит помощь священнику во время проведения богослужений и других священнодействий

  • Посещение приходов, монастырей своей епархии и совершение в них богослужений.
  • Контроль деятельности монастырей, церковных приходов.
  • Предоставление епархии и архиерею предложений, касающихся назначения или, наоборот, отстранения от должности клириков и председателей советов прихода.
  • Выдвигает кандидатуры к рукоположению в сан.
  • Рекомендует к поступлению в образовательные учреждения Русской православной церкви.
  • Выдвигает предложения об организации церковных приходов, монастырей.
  • Направляет клириков для временного служения в храм сроком не более чем на месяц.
  • Отвечает за образовательный уровень всех духовников, в том числе и работников церкви, направляет их на обучение и проводит обучающие семинары сам.
  • Предлагает к рассмотрению епархии предложение о награде служителей приходов и монастырей.
  • Отвечает за составления графика отпусков служителей и представляет его в епархиальное ведомство ежегодно.
  • Принимает на рассмотрение жалобы на духовных служителей и разрешает возникающие конфликты.
  • Отвечает за финансовые моменты прихода, представляя отчеты в епархию.

Значение

Исходя из обязанностей викария, можно сделать вывод о том, что без его участия не решаются какие бы то ни было вопросы, касающиеся приходского духовенства епархии.

Некоторые слова, бывшие ранее в употреблении, нынче теряют свое значение или применяются в очень узком кругу. Так случилось и с термином «викарий». "Это кто такой?" - поинтересуются многие современные молодые люди. А те, кто занимается церковной историей или медиевистикой, могут вспомнить такие фразы, как «викарий Иисуса Христа» по отношению к Папам Римским. Попробуем разобраться, что это за термин, как он появился, проследить его историю. Постараемся также понять, кого сейчас так называют и почему.

Викарий - определение слова

В переводе с латыни этот термин означает «заместитель», «представитель», некто, действующий «от имени и по поручению». Именно от этого слова произошла приставка «вице». Впервые термин появляется как административный, еще во времени Римской Империи. При Диоклетиане и Константине так называли управителей, в подчинении у которых был диоцез или область.

Викарии подчинялись префектам и действовали от их имени. В раннее Средневековье в Священной Римской Империи этот титул носили местные представители верховного властителя. Они вершили правосудие и осуществляли администрирование по поручению императора. Особенно распространено было это звание в итальянских городах. Но наибольшую известность этот термин приобрел в церковном административном праве после победы христианства. Даже в ранние времена епископы имели своих викариев - помощников. Ими были архидиаконы, а также местные приходские священники, которые заботились о человеческих душах за пределами епархий.

Католицизм

Римские Папы часто использовали титул «Викарий Христов». То есть они считали себя наместниками Бога на земле. Значение слова «викарий» в таком смысле впервые употребляется с восьмого века. До этого Папы ограничивались тем, что называли себя наместниками Святого Петра. Их именовали еще иначе - «викариями главы апостолов». Но кроме столь торжественного значения в каноническом праве этот термин имеет и чисто административный смысл. Викариями звались представители любого церковного учреждения. Они имели также различные другие названия, в зависимости от исполняемой роли.

Виды викариев в католицизме

В этой церкви каноническое право предполагает множество типов таких заместителей. Например, апостольский викарий - это епископ или священник, возглавляющий особую миссию церкви и представляющий Папу на территориях, где нет епархий. Так часто называли легатов. Были еще заместители епископов, которые имели законодательную и исполнительную власть на вверенных им землях. Это генеральные и судебные викарии. Однако они не имели права наследования кафедры. Викариями назывались и архиереи. Им делегировались определенные полномочия епископов в пределах диоцеза. А самый низший тип викариев - это помощники приходских священников.

Православие

Употребляется такой титул и в восточных церквях. В православии викарий - это епископ-помощник. Он не имеет собственной епархии. Православные викарии тоже могут носить разные титулы. Например, если такой епископ помогает в управлении определенной части епархии, то она называется викариатом, а его полномочия распространяются только на эту ограниченную территорию.

Под управлением викария может быть и город, где под его руководством осуществляются богослужения. Обычно крупные епархии имеют одного или нескольких заместителей епископов, которым делегируют некоторые полномочия. Однако, в отличие от католицизма, независимой юрисдикции такой викарий не имеет. В некоторых православных церквях таких управителей называют хорепископами. В России этот термин появился при Петре Первом и окончательно укрепился при Екатерине Великой.

Англиканство

В этой протестантской церкви викарий - это фактически приходской священник. Исторически англиканство признавало административное разделение на постоянных кураторов и ректоров. Последние получали десятину в качестве финансовой поддержки. Кураторы же - что-то вроде зарплаты. Викарий - это вид ректора, который имел меньшую десятину. Сейчас оба эти титула практически равнозначны. Некоторые англиканские приходы имеют ректора, а некоторые - викария. Все зависит от того, как это исторически сложилось в данной местности. В Епископальной церкви США позиция викария не определена каноническим правом. Но в некоторых епархиях это священник, облеченный определенной миссией.

Катары и протестанты

Не только в доминирующих церквях в Средневековье был известен такой титул, как викарий. Понятие это, например, было знакомо и диссидентским общинам, например, катарам. Епископы их церквей избирались клиром. Но их было сразу три. Первый из них исполнял обязанности епископа по умолчанию, а остальные делали это по его поручению. Они назывались Старшим и Младшим сыновьями. Таким образом, они соответствовали титулу викария или даже католического коадьютора. Когда епископ умирал или отходил от дел в связи со старостью, Старший сын занимал его место. То есть, викарии у катаров имели право наследовать титул. Младший сын становился Старшим. К нему переходили функции главного викария. А нового Младшего сына снова выбирали на собраниях клира. В некоторых протестантских церквях викарий - это помощник пастора. Этот титул используется также в немецком и шведском лютеранстве. Это слово часто является синонимом пастора. В Канадском и американском лютеранстве викарием называют кандидата на пасторское служение перед окончанием обучения в семинарии.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православной церкви существует чин, который делится на разные призвания:

  • Викарий,
  • Епископ,
  • Священник и т.д.

Викарий, понятие которое предполагает некую должность, приравниваемую к заместителю священнослужителя. Она характеризуется в исполнения конкретных обязанностей, которые заключаются в исполнении частичных обязанностей заместителя церковного администратора.Такой заместитель не относится к епархии. Такая должность существует специально для того, чтобы священнослужитель занимающий ее мог оказывать помощь архиерею в управлении епархией.

Немного истории

Значение понятия «викарий» имеет достаточно много различных толкований. Но несмотря на это толкование во всех словарях примерно одинаково. Как уже упоминалось выше, это помощник приходского священника. История этой должности взяла свое начало еще во времена Римской империи. На нее назначался человек, который служил Богу самим императором.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал . Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Назначение было в пределах определенного территориального округа. Данное призвание дает возможность контролировать многие действия правителей конкретных провинций. Но несмотря на то, что назначение происходило императором, снять с должности викария он не имел права.

Также в его обязанности входит возможность оказывать помощь священнику помощи во время проведения богослужений и других священнодействий.

Господь всегда с Вами!

И помогающий в управлении правящему епископу. Викарию может делегироваться в управление часть епархии в определенных границах (викариатство). В отличие от правящего епископа, носящего титул, соответствующий месту его пребывания и территории, находящейся под его канонической юрисдикцией, викарий может носить титул:

  • соответствующий территории части епархии (викариатству), переданной ему в управление;
  • по городу, находящемуся в пределах епархии, в котором может (но не обязательно) находиться место пребывания или место периодического служения викария, на деле являющегося помощником епархиального архиерея по общеепархиальным вопросам;
  • по имени ранее упраздённой кафедры безотносительно к епархии или местности, где он в действительности служит. Такой викарий может именоваться титулярным ;
  • в католической церкви (См. статью Ауксилиарий ) епископ , не имеющий своей епархии и помогающий в управлении епархиальному архиерею (термины-синонимы: Ауксилиарий, вспомогательный епископ, епископ-помощник); также штатный приходской священник, помогающий настоятелю.
  • Термин англ. vicar в Церкви Англии в беллетристике часто переводится как «викарий», что по существу неверно, так как английский термин обозначает приходского священника , причём исторически младшего по отношению к Rector . Англиканский аналог русского термина «викарий (викарный епископ)» в английском языке - Suffragan bishop ; в Католической Церкви - Auxiliary bishop .

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Викарий" в других словарях:

      - (лат. vicarius заступающий место). 1) епископ, не имеющий собственной епархии и помогающий местному митрополиту или архиепископу в отправлении их обязанностей. 2) в древнем Риме лицо, управлявшее областью в отсутствие префекта. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

      От латинского слова vicarius, что значит заместитель.Особое применение слово это получило по отношению в должностным лицам.Со времени Константина Великого Римская империя разделялась на четыребольших административных округа префектуры, которые, в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      См … Словарь синонимов

      ВИКАРИЙ, викар муж. наместник, помощник, товарищ; у нас, о должностной духовной особе высшего сана. Викарный, зауряд: относящийся к викарию или месту его. Викарский, относящийся до сана этого, звания, места. Викарство ср. должность и звание это.… … Толковый словарь Даля

      - (от латинского vicarius заместитель, наместник), в православной церкви помощник архиерея, управляющего епархией, епископ без епархии. В протестантской церкви помощник священника … Современная энциклопедия

      - (от лат. vicarius заместитель наместник), в православной церкви заместитель епископа, епископ без епархии. В протестантской церкви помощник священника … Большой Энциклопедический словарь

      ВИКАРИЙ, викария, муж. (лат. vicarius замещающий, заменяющий кого нибудь) (церк.). В православной церкви епископ, подчиненный по должности епархиальному архиерею. || В католической церкви помощник епископа или приходского священника. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

      ВИКАРИЙ, я, муж. В православной церкви: помощник епископа, епископ без епархии; в протестантской церкви: помощник священника. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      - (лат. vicarious – заместитель) – в православной церкви заместитель епископа, епископ без епархии. В протестантской церкви – помощник священника. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

      Викарий - (от латинского vicarius заместитель, наместник), в православной церкви помощник архиерея, управляющего епархией, епископ без епархии. В протестантской церкви помощник священника. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      ВИКАРИЙ - (лат. vicarius заместитель) епископ, являющийся помощником архиерея (Православная Церковь); помощник епископа или приходского священника (католическая церковь) … Юридическая энциклопедия

    Книги

    • Описание Московского Богоявленского монастыря. , Московский викарий епископ Дмитровский Никодим. Книга представляет собой репринтное издание 1877 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

    [лат. vicarius букв.-заместитель], церковная должность, связанная с исполнением обязанностей заместителя или помощника церковного администратора; в РПЦ и нек-рых др. правосл. Церквах - должность помощника правящего епархиального архиерея, к-рая учреждается для оказания помощи архиерею в управлении епархией.

    Первоначально слово vicarius как адм. термин стало употребляться в сфере гос. управления Римской империи. При имп. св. равноап. Константине I Великом империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, при этом имперские столицы Рим и Нов. Рим - К-поль не входили в префектуры. В свою очередь префектуры делились на диоцезы. Так, в префектуру Восток входили диоцезы Асия, Понт, Фракия, Восток и Египет. Каждый диоцез включал неск. провинций. Начальствующее лицо префектуры именовалось префектом претория (praefectus praetorio), а правитель диоцеза назывался В., по-гречески - экзархом (ἔξαρχος). В., как и вышестоящий префект, назначался императором и в пределах своего диоцеза пользовался полномочиями префекта в отношении надзора за правителями провинций, но если в диоцезе присутствовал сам префект, В. терял какую бы то ни было власть в нем. Тем самым полномочия В. приобретали двойственный характер: он был, с одной стороны, начальником области, вверенной его власти самим императором, а с др.- всего лишь заместителем вышестоящего должностного лица, префекта, исполнявшим свои правительственные функции в диоцезе в отсутствие самого префекта. До известной степени аналогичный характер имеют и полномочия В. в Церкви, в т. ч. и викарного епископа.

    Отдаленными предшественниками позднейших викарных епископов были хорепископы (τῶν χωρῶν ἐπίσκοποι). Неокесарийский Собор именует их «сослужителями епископов», «поставленными во образ семидесяти апостолов» (прав. 14). В IV в. хорепископы, зависящие от епархиального архиерея, поставлялись почти в каждой епископии (в малых городах и в селах). Антиохийский Собор права хорепископов определил так: «Святый Собор за благо разсуждал, чтобы состоящие в малых градах или селах предстоятели, или так именуемые хорепископы, знали свою меру... чтобы они управляли токмо подчиненными им церквами, и ограничивали ими свое попечение и распоряжения: чтобы поставляли чтецов, иподиаконов и заклинателей... а поставляти пресвитера или диакона не дерзали без воли сущаго во граде епископа, которому подчинен хорепископ и его округ» (прав. 10). Древние хорепископы, как видно, в отличие от викарных епископов нового времени управляли своей малой областью, составлявшей часть епархии, хотя и не вполне самостоятельно, в чем, собственно, и усматривается сходство этого института с институтом викарных епископов; как не вполне самостоятельные архиереи, они могли рукополагать лишь по поручению правящего епископа (Анкир. 13; Антиох. 10; VII Всел. 14; ср. Васил. 89).

    Уже в сер. IV в. институт хорепископства стал исчезать из жизни Церкви. Лаодикийский Собор запретил ставить новых хорепископов: «Не подобает в малых градах и селах поставляти епископов, но периодевтов; а поставленным уже прежде, ничего не творити без воли епископа града» (прав. 57). Периодевтами становились только пресвитеры. Но и после того, как прекратилась практика поставления хорепископов, в нек-рых епархиях в помощь правящему епископу посвящались епископы-помощники, с титулами ранее существовавших и упраздненных епархий - титулярные епископы , к-рые послужили ближайшим прообразом викарных епископов.

    Институт викарных епископов неизвестен Др. Руси, хотя древнерус. архиереи часто имели наместников, к-рые обладали адм. и судебной властью в значительных городах епархии, где они представляли правящего епископа. Первоначально наместники обыкновенно были в пресвитерском сане, а начиная с XIV в., когда при епископах состояли в значительном числе служилые бояре и боярские дети, наместники часто назначались из этой среды, т. е. миряне. В известной степени подобные наместники напоминают институт В., сложившийся уже к этому времени в католич. Церкви.

    Кроме того, при первосвятителях-митрополитах иногда состоял епископ, помогавший ему в управлении его епархией. Так, свт. Алексий при жизни св. митр. Феогноста, именуясь еп. Владимирским, не имел своей епархии, но был помощником первоиерарха.

    С 1454 г. епископы Сарские и Подонские, поселившиеся близ Москвы в Крутицах и неофициально называвшиеся Крутицкими, исполняли обязанности помощников Московских Первосвятителей в управлении митрополичьей областью . Но прямыми предшественниками викарных епископов они считаться не могут, поскольку за ними оставалась их Сарская и Подонская епархия с ее немногочисленными приходами в Диком поле и иных местах, где посреди мусульм. большинства сохранялось еще правосл. население. По учреждении Московского Патриаршества они стали носить титул митрополитов Крутицких.

    В состав Архиерейского Собора на основании ныне действующего Устава с правом решающего голоса входят только те викарные епископы, к-рые возглавляют синодальные учреждения и духовные академии или имеют каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами (III 1). Викарные епископы, «имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами», - это те архиереи, к-рые, будучи по титулу В. Московского Патриарха, управляют приходами РПЦ на канонической территории Православной Церкви в Америке , таковыми в наст. время являются епископ Зарайский, управляющий приходами Московского Патриархата в США, и архиепископ Каширский, управляющий приходами Московского Патриархата в Канаде. Ранее таковые викарные епископы не были членами Архиерейского Собора. Все остальные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса (III 1).

    В РПЦ сохраняется обычай, по к-рому викарные епископы в отличие от правящих в своем титуле имеют наименование одного города. Только часть В. в наст. время исполняет обязанности, связанные с помощью правящему архиерею в управлении епархией. Ряд В. Святейшего Патриарха, нося титулы городов Московской епархии, имеют различные должности по высшему церковному управлению. В. в РПЦ, как и правящие архиереи, могут иметь сан епископов, архиепископов и митрополитов.

    В РПЦ в 2004 г. было 25 кафедр викарных епископов: Верейская, Видновская, Дмитровская, Егорьевская, Зарайская, Истринская, Каширская, Клинская, Красногорская, Люберецкая, Можайская, Орехово-Зуевская, Подольская, Сергиево-Посадская, Раменская - в Московской епархии, Тихвинская - в С.-Петербургской, Людиновская - в Калужской, Шацкая - в Рязанской, Балтийская - в Смоленской, Керченская, Сергиевская - в Сурожской, а также в Украинской Православной Церкви: Васильковская и Почаевская, Вышгородская, Переяслав-Хмельницкая - в Киевской, Изюмская - в Харьковской епархиях.

    Институт викарных, или титулярных, епископов существует и в др. правосл. Церквах, но само наименование «викарный епископ», «викарий» появилось в нек-рых из них, очевидно, по примеру Русской Церкви. Викарные епископы поставляются, в частности, в Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Американской Церквах. В нек-рых др. Церквах, напр. К-польской и Александрийской, их именуют титулярными епископами. При этом в соответствии с уставами этих Церквей В., как правило, входят в качестве полноправных членов в Соборы с участием клириков и мирян, но в нек-рых из них (Сербской, Болгарской, Американской) они не входят в Архиерейские Соборы, имеющие в этих Церквах различные наименования.

    Викарные епископы в правосл. Церкви не могут принимать самостоятельных решений о рукоположениях: совершать посвящения во диакона или пресвитера они могут только по благословению правящего архиерея, обладающего полнотой канонической епископской власти. В этом отношении викарные архиереи находятся в положении, аналогичном положению епископов, ушедших на покой.

    Прот. Владислав Цыпин

    Термин «викарий» получил широкое распространение в католич. Церкви еще в эпоху средневековья. С т. зр. правосл. экклезиологии не имеет никаких оснований тот факт, что среди титулов главы Римско-католической Церкви, папы, есть «викарий Христа» (vicarius Jesu Christi - СIС 331), часто переводимый как «наместник Христа», а по тому смыслу, к-рый вкладывается в этот титул католич. богословием и каноническим правом,- «заместитель Христа». Эта должность принадлежит ему как преемнику апостола Петра, «князя апостолов» на языке традиц. католич. экклезиологии.

    Термин «викарий» употреблялся на Западе уже в древней Церкви как наименование должности заместителя, или представителя, папы, епископа Рима. «Апостолические викарии» (vicarii apostolici) именуются также «прирожденными легатами» (legati nati), если исполнение соответствующих обязанностей сопряжено не с личностью епископа, а с занимаемой им кафедрой, первенствующей в той или иной церковной области, так что уже через поставление на нее епископ приобретает звание легата. Такие В. назначались папами со 2-й пол. IV в. (Naz R . Vicaire apostolique. Col. 1481). Они наделялись высшими правительственными полномочиями в области своей юрисдикции, в частности по созыву Соборов, по судебному рассмотрению тяжб между епископами, по принятию апелляций. Папскими В. и одновременно прирожденными легатами были архиепископы Арелатский в Галлии, Севильский в Испании, Фессалоникийский в Иллирике (до VIII в., когда Иллирик с Фессалоникой был передан в иконоборческую эпоху из юрисдикции Римских пап в юрисдикцию К-польских Патриархов). Институт апостолических В. в определенной мере аналогичен институту экзархов в Вост. Церкви, начиная с V в., когда возглавляемые экзархами «великие области» утратили свою автокефалию .

    В IX в. В. Галлии и Германии был назначен архиепископ г. Мец. В XI в. этого титула были удостоены архиепископы Зальцбургский, «примас Германии», Майнцский, Трирский, Гамбург-Бременский, к-рые одновременно являлись кардиналами и обладали широкими адм. и судебными полномочиями. Эти апостолические В. носили также титул «legati a latere» (легатов из ближайшего окружения). Вообще до XII в. апостолическими В. называли тех, кого в наст. время именуют легатами (Ibidem).

    Новое употребление термин «апостолический викарий» получил в XVII в., когда перед католич. Церковью встала необходимость миссионерской деятельности в протестант. странах Европы, с одной стороны, и в странах Нового Света, в Африке и на Дальн. Востоке - с др. Действовавшие на этих территориях католич. миссии были подчинены непосредственно папе в качестве его «всеобщего епископа» (episcopus universalis). При успехе миссии в к.-л. местности миссионерство организовывалось в апостолический викариат, глава к-рого, назначаемый и смещаемый Римской курией, управлял им от имени папы. «Апостолический викариат или апостолическая префектура есть определенная часть народа Божия, которая ввиду особых обстоятельств еще не образует диоцез и которая вверяется пастырскому попечению апостолического викария или апостолического префекта, чтобы они управляли ею от имени Верховного Первосвященника» (СIС 371. 1). В рамках таких викариатов в течение долгого времени была организована католич. миссия на территории Англии, Голландии, Скандинавских стран и в протестант. областях Германии. Епископское устройство возникло там в кон. XVIII-XIX в., а в Скандинавии - только в 50-х гг. XX в. Апостолические викариаты образовывались начиная с кон. XVI в. в странах Азии и Африки. В наст. время они действуют в Йемене, Камбодже, Кувейте, Лаосе, Ливии, Эфиопии и ряде др. государств.

    В XIX в. «военным викарием» (vicarius castrensis) именовался глава военного духовенства в Австро-Венгрии, кроме того, аналогичный титул имели нек-рые католич. епископы в миссионерских странах: в Китае, на о-вах Тихого океана.

    Должность «викарий» существует в католич. Церкви и на уровне диоцезального, или епископского, управления. Причем носителем такой должности может быть как епископ, так и пресвитер. Викарные епископы в католич. Церкви в этом значении термина напоминают В. в Русской Православной Церкви.

    Викарные епископы называются также титулярными (episcopi titulares), т. к., имея титул, они не обладают соответствующей ему юрисдикцией, иначе говоря, кафедра, наименование к-рой они носят в своем титуле, в действительности не существует, как не существует и соответствующих им еп-ств, а сами эти епископы являются только помощниками или заместителями правящих епископов. Наименование титулярных епископов - episcopi in partibus infidelium (епископы в странах неверных) - сохранялось до кон. XIX в.

    Происхождение титулярного епископата связано с нормой 8-го прав. Вселенского I Собора , к-рое не допускает существования 2 епископов в одном городе. В связи с этим, когда в управлении обширными епархиями возникла необходимость в помощи правящему архиерею со стороны др. епископа, в особенности в совершении рукоположений, то этим епископам-помощникам стали давать фиктивные титулы (или по исчезнувшим городам). В отличие от католич. Церкви в правосл. Церкви, в частности Русской, они, как правило, носят титулы меньших городов тех же самых епархий, где они осуществляют свое служение.

    В католич. Церкви появление титулярных епископов исторически оказалось связано с изгнанием в XIII в. язычниками пруссами и ливами епископов из прибалтийских еп-ств и одновременным удалением католич. епископов с Балкан и из Леванта после падения Латинской империи и неудач крестоносцев на Ближ. Востоке. Утратившие свои кафедры епископы, сохраняя прежние титулы, становились помощниками правящих епископов Зап. Европы с ее относительно обширными еп-ствами (диоцезами). Впосл. эта практика была институализирована и получила широкое распространение. В этом отношении аналогию с католич. епископами «in partibus infidelium» представляют такие кафедры Русской Церкви, как Сурожская или Корсунская, хотя они являются не викарными, но епархиальными. Титулярные епископы в католич. Церкви в наст. время особенно часто носят в титуле наименования городов Карфагенской (Африканской) Церкви, где до завоевания Африки арабами было особенно много епископских кафедр.

    Викарные епископы в католич. Церкви назначаются папой либо по его собственному усмотрению, когда в этом возникает необходимость, либо по просьбе диоцезального епископа. Чаще всего викарные епископы назначаются в общирные еп-ства, в отдельных случаях также ввиду преклонных лет или болезни правящего епископа.

    В позднее средневековье и в Новое время, когда ряд епископов, особенно в Германии, обладали гос. суверенитетом, причем на территориях, необязательно совпадающих с областью их церковной юрисдикции, таковыми епископами обыкновенно поставлялись выходцы из феодальной аристократии, и, как правило, они не получали епископской хиротонии, иными словами, обладая церковно-правительственной властью (potestas jurisdictionis) в своем еп-стве, не обладали властью совершать священнодействия (jura ordinis). В таком случае в еп-ство не получившего хиротонии епископа-князя назначался викарный епископ, к-рый и совершал богослужения, рукополагал пресвитеров. Отсюда характерное наименование викарных епископов в Германии в ту эпоху - Weihbischof (посвященный епископ, т. е. епископ, имеющий хиротонию). Исчезновение института не имевших хиротонии епископов относится уже к новейшему периоду и может быть поставлено в связь с упразднением церковных гос-в в Зап. Европе, за исключением Папской обл. , при Наполеоне.

    Викарные епископы именуются либо епископами-помощниками (episcopus auxiliaris), либо епископами-коадъюторами (episcopus coadiutor) (CIC 403. 2). Различие в их статусе заключается в том, что коадъютор обыкновенно поставляется в случае преклонных лет или болезни правящего епископа и в отличие от епископа-помощника он обычно имеет право на преемство правящему диоцезальному епископу (cum jure successionis). При освобождении кафедры правящего епископа коадъютор автоматически становится правящим епископом, а епископ-помощник в аналогичном случае сохраняет только ту власть, к-рой он пользовался, когда кафедра была занята (CIC 409. 1). «Епископ-коадъютор и епископ-помощник,- согласно действующему Кодексу канонического права католич. Церкви,- помогают диоцезальному епископу во всем управлении диоцезом и замещают его в его отсутствие или при наличии для него препятствий» (CIC 405. 2).

    Помимо викарных епископов-помощников или коадъюторов, к-рые назначаются лишь в особых случаях, во всех епископальных (диоцезальных) куриях католич. Церкви лат. обряда существует должность генерального В. (vicarius generalis), к-рый является помощником правящего епископа по осуществлению правительственных, и в частности адм. прав епископа. До XIV в. генеральные В. назначались лишь в вакантные диоцезы. Затем они стали назначаться и в те диоцезы, где присутствует епископ. При этом, однако, назначение или неназначение генерального В. предоставлялось усмотрению диоцезального епископа, принудить его к такому назначению папа мог лишь в случае недостаточного знакомства епископа с каноническим правом или при обширности еп-ства. Действующий Кодекс предусматривает существование должности генерального В. во всех еп-ствах (CIC 475. 1).

    Если в еп-стве (диоцезе) есть епископ-коадъютор или епископ-помощник, то таковой и становится одновременно генеральным В. (CIC 406. 1) либо епископским В. (vicarius episcopalis; должность учреждена после Ватиканского II Собора - Юркович . С. 116). В большинстве же еп-ств, где викарных епископов нет, генеральный В. назначается, а также при необходимости увольняется самим правящим епископом из числа пресвитеров. Ранее он мог и не иметь священного сана, но должен был непременно принадлежать к клиру, т. е. иметь тонзуру.

    Если правящий епископ сочтет целесообразным, он может, помимо генерального В., назначить одного или неск. епископских В., полномочия к-рых отличаются от полномочий генерального В. тем, что они осуществляют их лишь применительно к части еп-ства, или к определенной группе верующих, напр. к монашествующим, или по определенному кругу вопросов.

    Генеральные и епископские В. назначаются из лиц в пресвитерском сане, «не моложе 30 лет, имеющих степень доктора или лиценциата канонического права или богословия или, по крайней мере, подлинно сведущих в этих науках, известных приверженностью учению Церкви (sancta doctrina), честностью, благоразумием и опытом ведения дел» (CIC 478. 1). При этом генеральный или епископский В. не может быть одновременно каноником-пенитенциарием либо находиться в родстве с диоцезальным епископом до 4-й степени включительно. Полномочия генеральных и епископских В. упраздняются в случае наступившей вакантности епископской кафедры.

    «В силу самoй должности генеральный викарий во всем диоцезе располагает исполнительной властью (potestas executiva), по праву принадлежащей диоцезному Епископу, а именно властью издавать все административные акты - за исключением тех, что Епископ сохранил за самим собой, а также тех, что по нормам права требуют особого мандата Епископа» (CIC 479. 1). Генеральные и епископские В. рассматриваются юридически как одна инстанция с диоцезальным епископом, поэтому апелляции на их действия подаются не диоцезальному епископу, а в вышестоящую инстанцию - архиепископу, по отношению к к-рому диоцезальный епископ является суффраганом (CIC 1438. 1).

    В католич. Церкви термин «викарий» употребляется также применительно к главе т. н. деканата, т. е. округа, состоящего из неск. приходов, подобного благочинническим округам Русской Православной Церкви. Декан, или vicarius foraneus, именуется также архипресвитером. Он назначается правящим епископом с учетом мнения духовенства деканата на определенный срок. В своем деканате vicarius foraneus поддерживает и координирует совместную пастырскую деятельность, следит за тем, чтобы клирики вели жизнь, подобающую их сану, заботится о совершении богослужения в соответствии с литургическими предписаниями, наблюдает за правильным ведением приходской документации и целесообразным распоряжением церковным имуществом.

    Помощников или заместителей могут иметь и настоятели приходов. Институт приходского В. появился в XII в. (Р. Штригл) в силу целого ряда обстоятельств. Нередко настоятелями приходов становились, в качестве юридических лиц, аббатства и капитулы (это явление, получившее название «инкорпорации» приходов, возникло еще в X в. и все больше распространялось вплоть до конца средневековья). Вместе с тем на должность приходского настоятеля порой назначались лица, освобожденные от обязанности постоянно проживать в своих приходах (т. о. за счет приходских доходов обеспечивалось, в частности, содержание клирикам, занятым на адм. должностях в папской курии или королевской канцелярии). Наконец, несмотря на неоднократные запрещения, сохранялась практика соединения в руках одного настоятеля неск. приходов. Во всех подобных случаях появлялась необходимость найти В., к-рый на деле исполнял бы пастырские обязанности. Викариатские должности бывали как пожизненные (vicarius perpetuus), так и временные, или смещаемые (vicarius temporalis, amovabilis). Права и обязанности В., как и размер полагающегося ему содержания, определялись договором, к-рый он заключал с номинальным настоятелем прихода. Общее право Церкви на протяжении средневековья оставляло их отношения почти без всякого внимания.

    В ср. века в обширных приходах, особенно в городах, для помощи приходскому настоятелю могли назначаться др. священники. Эта должность называлась в разных местах по-разному: socii sacerdotes, adjutores, suffraganei и проч.- к В. они не причислялись.

    Кодекс канонического права 1917 г. (Can. 471-478) объединял под понятием приходского В. (vicarius paroecialis) лицо, замещающее настоятеля прихода в его отсутствие или, если он не мог исполнять свои обязанности (vicarius substitutus, adiutor и др.), и помощника настоятеля (vicarius cooperator). В ныне действующем Кодексе название «приходский викарий» сохранено только за последней должностью (CIC 545-552). В. может осуществлять пастырское служение как в пределах всего прихода, так и в определенной его части или же в отношении особой группы прихожан. Назначение на должность производится епархиальным епископом. Права и обязанности приходского В. определяются помимо общецерковного права уставом еп-ства и мандатом настоятеля прихода. В приходе может быть один или неск. приходских В.

    Аналогичный институт приходских В. существует и в протестант. церквах. При этом, ввиду отсутствия в этих церквах священства, приходские В., равно как и настоятели приходов, не являются священнослужителями в собственном смысле слова ни с т. зр. правосл. экклезиологии, ввиду отсутствия в этих церквах преемства рукоположений от апостолов, ни в соответствии с учением самих этих церквей, отрицающим сакраментальный характер ординаций . Действительность же священства англикан. Церкви не признана ни правосл., ни католич. Церковью, что относится и к англикан. В., имеющим посвящение в сан пресвитеров.

    Ист.: Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 18932; Собор, 1918; Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945; CIC, 1983; Устав, 1989; Устав, 2000.

    Лит.: Никодим [Милаш], еп . Далматинский . Православное церковное право. СПб., 1897. С. 379-381; Павлов А . С . Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 250-251; Суворов Н . С . Учебник церковного права. М., 1912. С. 236-241; 261; Hartridge R . A . R . A History of Vicarages in the Middle Ages. Camb., 1930; Fournier E . L"origine du vicaire général et des autres membres de la curie diocésaine. P., 1940. Р. 283-400; Strigl R . Pfarrvikar // LTK. Bd. 8. Sp. 414; Naz R . Vicaire apostolique, auxiliaire, capitulaire et autr. // DDC. T. 7. Col. 1479-1504; Цыпин Вл ., прот . Церковное право. М., 1996. С. 283, 285, 287, 290; Юркович И ., пресв . Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 115-116, 134-135.

    Прот. Владислав Цыпин, А. В. Бусыгин

     
    Статьи по теме:
    Рецепты приготовления горячего шоколада в домашних условиях с фото и полезные свойства напитка
    Изысканный напиток, который несложно приготовить своими руками в несколько этапов. Горячий шоколад не только вкусный, но и более полезный, чем плиточный родственник. Секрет горячего шоколада в том, что при готовке он теряет некоторую часть сахара, становя
    Творожная запеканка с овсяными хлопьями Творожная запеканка с хлопьями в духовке
    Пошаговые рецепты приготовления творожной запеканки с овсяными хлопьями, яблоком, тыквой, грушей и орехами 2018-06-21 Рида Хасанова Оценка рецепта 11167 Время (мин) Порций (чел) В 100 граммах готового блюда 12 гр. 4 гр. Углевод
    Онлайн гадание на статуэтке любви
    Если вы влюблены, то немного приоткрыть завесу над будущим вам поможет экспресс-гадание «Корона любви»! Гадать очень просто - вам нужно мысленно представить себе любимого и затем нажать на изображение короны. Корона любви расскажет всю правду о вашем избр
    Сонник ворота железные открытые
    Сон о больших воротах сулит наступление мира и благополучия. Если ворота были высокими - вас ждет успех в делах и согласие в семье. Обстоятельства будут складываться исключительно в вашу пользу. Воспользуйтесь благоприятным периодом, разберитесь с важными