Конфессии. Виды конфессий. Конфессия: что это такое простыми словами Традиционные религиозные конфессии
Религия - это определённое мировоззрение, стремящееся познать высший разум, который является первопричиной всего существующего. Любое верование открывает человеку смысл жизни, его предназначение в мире, помогающее обрести цель, а не безличное животное существование. Различных мировоззрений всегда было и будет много. Благодаря вечному человеческому поиску первопричины образовались религии мира, список которых классифицируется по двум основным критериям:
Сколько в мире религий?
Основными мировыми религиями признаются , ислам, буддизм, каждая из которых подразделяется на многочисленные крупные и мелкие ответвления и секты. Сложно сказать, сколько в мире религий, верований и убеждений, по причине регулярного создания новых группировок, но по некоторым сведениям, религиозных течений на современном этапе насчитываются тысячи.
Мировые религии называются так потому, что вышли далеко за пределы нации, страны, распространились на огромное число народностей. Немировые исповедуются в пределах меньшего количества людей. В основу монотеистического взгляда положено верование в одного Бога, а языческие предполагают наличие нескольких божеств.
Крупнейшая мировая религия, возникшая 2 000 лет назад в Палестине. Насчитывает около 2,3 миллиарда верующих. В 11-м веке произошло разделение на католицизм и православие, а в 16-м от католицизма отделился ещё и протестантизм. Это три крупные ветви, остальных мелких существует более тысячи.
Основная сущность христианства и его отличительные особенности от других религий состоят в следующем:
Православное христианство придерживается традиции веры с апостольских времён. Основы её сформулированы Вселенскими Соборами и догматически закреплены в Символе Веры. Учение базируется на Священном Писании (в основном Новый Завет) и Священном Предании. Богослужения совершаются по четырём кругам, зависящими от главного праздника - Пасхи:
- Суточный.
- Седмичный.
- Подвижный годовой.
- Неподвижный годовой.
В православии существует семь основных Таинств:
- Крещение.
- Миропомазание.
- Евхаристия (Причастие Святых Христовых Тайн).
- Исповедь.
- Соборование.
- Венчание.
- Священство.
В православном понимание Бог един в трёх лицах: Отец, Сын, Святой Дух. Владыка мира трактуется не как гневный мститель за проступки людей, но как Любящий Небесный Отец, заботящийся о своём творении и дарующий благодать Святого Духа в Таинствах.
Человек осознаётся образом и подобием Божьим, со свободной волей, но падшим в пучину греха. Желающим восстановить прежнюю святость, избавиться от страстей Господь помогает на этом пути.
Католическое учение - крупное направление в христианстве, распространённое в основном в Европе, Латинской Америке и США. Данное вероучение имеет много общего с православием в понимании Бога и отношений между Господом и человеком, но есть принципиальные и важные отличия:
- непогрешимость главы церкви Папы Римского;
- Священное Предание сформировано из 21 Вселенского собора (в православии признаются первые 7);
- разграничение между духовенством и мирянами: люди в сане наделены Божественной Благодатью, им отводится роль пастухов, а мирянам - стада;
- учение об индульгенции как о сокровищнице добрых дел, совершённых Христом и Святыми, и Папа, как наместник Спасителя на земле, раздаёт прощение грехов кому желает и кто нуждается в этом;
- добавление своего понимания в догмат о Святом Духе, исходящем от Отца и Сына;
- внесение догматов о непорочном зачатии Девы Марии и Её телесном вознесении;
- учение о чистилище как о среднем состоянии человеческой души, очищающейся от грехов в результате тяжёлых испытаний.
А также есть отличия в понимании и совершении некоторых Таинств:
Возник в результате Реформации в Германии и распространился по всей Западной Европе как протест и желание преобразовать христианскую Церковь, избавив от средневековых представлений.
Протестанты соглашаются с христианскими представлениями о Боге как Творце мира, о человеческой греховности, о вечности души и спасении. Разделяют понимание ада и рая, отвергая при этом католическое чистилище.
Отличительные особенности протестантизма от католицизма и православия:
- сведение к минимуму церковных таинств – до Крещения и Причащения;
- нет разделения на духовенство и мирян, каждый хорошо подготовленный человек в вопросах Священного Писания может быть для себя и для других священником;
- богослужение проходит на родном языке, строится на совместной молитве, чтении псалмов, проповедей;
- нет почитания святых, икон, мощей;
- не признается монашество и иерархическое устройство церкви;
- спасение понимается только верой, а добрые дела не помогут оправдаться перед Богом;
- признание исключительного авторитета Библии, и каждый верующий по своему усмотрению трактует слова Писания, критерием является точка зрения основоположника церковной организации.
Основные направления протестантизма: квакеры, методисты, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны.
Самая молодая мировая монотеистическая религия. Число верующих около 1,5 миллиарда человек. Основателем является пророк Мухаммед. Священная книга - Коран. Для мусульман главное - жить по предписанным правилам:
- совершать молитву пять раз в день;
- соблюдать пост рамадан;
- творить милостыню 2,5 % в год от дохода;
- совершать паломничество в Мекку (хадж).
Некоторые исследователи добавляют шестую обязанность мусульман - джихад, проявляющуюся в борьбе за веру, рвение, усердие. Выделяется пять видов джихада:
- внутреннее самосовершенствование на пути к Богу;
- вооружённая борьба с неверующими;
- борьба со своими страстями;
- разделение добра и зла;
- принятие мер в отношении преступников.
В настоящее время экстремистские группировки используют джихад меча как идеологию, оправдывающую их кровавую деятельность.
Мировая языческая религия, отрицающая наличие Божества. Основана в Индии царевичем Сиддхартхой Гаутамой (Будда). Кратко сводится к учению о четырёх благородных истинах:
- Вся человеческая жизнь - страдание.
- Желание - причина страдания.
- Чтобы победить страдание, нужно избавиться от желания при помощи специфического состояния - нирваны.
- Чтобы освободиться от желания, нужно следовать восьми основным правилам.
По учению Будды приобрести спокойное состояние и интуицию, очистить ум помогут:
- правильное понимание мира как удела страдания и скорби;
- обретение твёрдого намерения урезать свои пожелания и стремления;
- контроль речи, которая должна быть доброжелательной;
- совершение добродетельных поступков;
- старание не приносить вреда живым существам;
- изгнание злых мыслей и настрой на добрые;
- осознание, что плоть человека - это зло;
- настойчивость и терпеливость в достижении цели.
Основными направлениями буддизма являются хинаяна и махаяна. Наряду с ним в Индии существуют другие религии, распространённые в различной степени: индуизм, ведизм, брахманизм, джайнизм, шиваизм.
Какая религия самая древняя в мире?
Для Древнего мира было характерно многобожие (политеизм). Например, шумерская, древнеегипетская, греческая и римская религии, друидизм, асатру, зороастризм.
Одним из древних монотеистических верований считается иудаизм - национальная религия иудеев, основанная на 10 заповедях, данных Моисею . Главная книга - Ветхий Завет.
Иудаизм имеет несколько ответвлений:
- литваки;
- хасидизм;
- сионизм;
- ортодоксальный модернизм.
Также имеются различные виды иудаизма: консервативный, реформистский, реконструктивистский, гуманистический и обновленческий.
На сегодняшний день трудно дать однозначный ответ на вопрос "Какая религия самая древняя в мире?", поскольку археологи регулярно находят новые данные для подтверждения возникновения различных мировоззрений. Можно сказать, что верования в сверхъестественное были присущи человечеству во все времена.
Огромное многообразие мировоззрений и философских убеждений с момента возникновения человечества не дает возможности перечислить все религии мира, список которых регулярно пополняется как новыми течениями, так и ответвлениями от уже существующих мировых и остальных верований.
Конфессия являет собой религиозный подраздел. Объединение разных конфессий представляют религию в целом. Если взять отдельно рассматриваемую религию и провести ассоциацию с многотомником, то каждый том будет представлять отдельную конфессию в данной религии.
Существует множество различных религий, у каждой из них свои последователи. При этом верующих разделяет не только отношение к Богу, но и принципы, которыми следования своей вере. Помимо этого, сложились различия подхода к религии внутри нее. Именно это и есть конфессия — разветвление отношения в вере.
Мировые религии включают в себя:
- иудаизм, в котором верующие до сегодняшнего дня ожидают пришествия Бога;
- христианство, где главным действующим лицом веры считается Иисус Христос;
- ислам, верующие четко следуют заповедям прописанным в Коране, почитая Аллаха и признавая его единым Богом для всех;
- буддизм, считающийся со стремлением к абсолютному расслаблению, не признающий личного Бога.
Конфессии мира
Все мировые конфессии имеют свои подразделения.
- Христианские конфессии включают в себя три направления: православие, католицизм и протестантство. Каждая из перечисленных конфессий смотрит разным взглядом на религию, их вероисповедание имеет различную основу.
- Также три группы сочетает в себя предшественник христианства иудаизм. Не узнавшие в Иисусе Бога, приверженцы иудаизма подразделяются на сторонников хасидизма, ортодоксального и реформистского иудаизма.
- Ислам, олицетворяющий веру всех мусульман в мире, также имеет свои направления. Среди многочисленных сторонников древнейшей религии есть сторонники суннизма, миизма и ибадизма.
- Официальное призвание в буддизме получили такие направления, как махаяна, ваджраяна и тхеравада.
Конфессии христианства
Изначально существовала Единая Православная Церковь Христова, представляющая общую веру христиан. Вначале второго тысячелетия от данной церкви происходит отделение католицизма, а затем и он подразделяется на отдельные ветви протестантов. Объединившись впоследствии, ветви создают свою конфессию — протестантство.
Православие включает в себя пятнадцать поместных православных церквей. Все церкви имеют одну базу канонов, одинаковые догмы и общие таинства. Находясь в совместных молитвах, представители православия хранят веру христиан в ее первоначальном состоянии. Каждое представительство донных церквей, объединившись, входит в общую, единую для православных верующих, Вселенскую Церковь.
Все составляющие Церкви Православия наделены равными правами и административной независимостью. Во главе же православия как конфессии состоит Христос, а главенствующим единством заведует евхаристия.
Конфессии католицизма
Возникший в противовес православию католицизм, сформирован в Западной Европе феодального строя. Расколовшаяся в начале второго века Римско-католическая Церковь освободилась от православия, и проведя двадцать первый Вселенский Собор узаконила принятые изменения. Новшества признавали во главе Церкви Папу Римского, а саму Церковь как единственную из признаваемых.
Приверженцев католицизма отличала большая тяга к враждебности против инаковерующих, которых верующие называли еретиками. Основная власть во вновь образовавшейся конфессии принадлежала Римским Папам и наделяла духовенство определенными привилегиями.
Конфессия протестантства
Возникшее в шестнадцатом веке протестантство было спровоцировано обширным движением противников католицизма, несогласных с множеством крайностей поддерживаемых католиками. Возражающий против старых устоев, лидер нового движения создает девяносто пять пунктов плана реформ, прибитые им к дверям церкви, полностью отвергая поклонение привычным святым и постановления Соборов.
Толкование Библии происходит у протестантов со своим оригинальным видением, поэтому можно сказать, что фактически протестантов лишили Церкви, что привело к разветвлению конфессии на множество направлений. Среди деноминаций протестантства можно упомянуть баптистов и пятидесятников.
Россия и ее конфессии
Являясь в первую очередь вероисповеданием, конфессия представляет религиозное учение, объединившее множество верующих. Входящие в ее состав приверженцы четко соблюдают принципы и законы принятые нормой учения. Пример христианства показывает образования разных конфессий, обладающих разными символами и исповеданием. Теперь конфессия является неотъемлемой составляющей понятия религии.
Существующее в России уважительное принятие всех религий мира, подтверждается свободой вероисповедания. Принятый закон, учитывая равные права всех форм вероисповедания и конфессий, наделяет правом работать на территории страны представительства различных религий и их конфессий.
Вторым по значимости после государства институтом политической системы общества, безусловно, являются религиозные конфессии и организации, хотя в современной учебной российской политологической литературе данный факт подчеркнуто игнорируется и подвергается своеобразному «табуированию». Мы можем найти большое количество материалов о других негосударственных институтах политической системы общества: политических партиях, общественных организациях, корпорациях, тайных обществах и даже группах влияния, но упоминание о религиозных конфессиях и организациях в качестве весомого института политической системы общества мы не встретим практически нигде. В лучшем случае найдем несколько строк, в которых упоминается о них как о разновидностях общественно-политических организаций, без раскрытия их сущности и роли в общественно-политических процессах.
Причина такого подхода кроется, конечно же, не только в «наследии» долгое время господствовавшего в России агрессивного атеистического режима, но и в навязываемых нам Западом процессах секуляризации, а также привнесенных к нам с Запада же и активно продвигаемых секулярных идеологических концепциях, прочно укоренившихся в системе российских общественно-политических и гуманитарных наук.
Что характерно, в обоснование «правильности» подобного подхода со стороны его апологетов часто звучат слова о том, что в соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация есть государство светское и что, дескать, религиозным конфессиям и организациям не место в политике.
Ущербность подобных аргументов очевидна. Во-первых, в связи с тем, что принцип светскости государства отнюдь не означает его атеистичности и принципиальной враждебности укреплению влияния религиозных конфессий и организаций, в том числе и на политические процессы. Во-вторых, игнорирование влияния традиционных религиозных конфессий и организаций на политические процессы в силу господства в современных общественно-политических и гуманитарных науках различных «секулярных» идеологем приводит к отрицанию и игнорированию огромного количества фактов, свидетельствующих об обратном, а значит - к искажению объективной истины. В-третьих, отрицать факт влияния традиционных религиозных конфессий и организаций на политическую жизнь социума - значит отвергнуть весь исторический опыт развития российского общества и государства (с ведущей ролью в нем Русской Православной Церкви, с которой не могут быть сравнимы никакие политические партии, общественные организации и корпорации), а также богатое наследие русской политологической школы.
Поэтому, используя это наследие, необходимо приложить все усилия к восстановлению исторической справедливости и возрождению в системе общественно-политических и гуманитарных наук традиции рассмотрения религиозных конфессий и организаций как особо значимого после государства института политической системы общества.
И в этом ключе нельзя, конечно же, проигнорировать работы таких выдающихся русских мыслителей-политологов, как К.П. Победоносцев, Б.Н. Чичерин и Л.А. Тихомиров, которые уделяли большое внимание изучению данного института, обозначая его как «Церковь», что было вполне естественно и органично для дореволюционной России и тогдашнего состояния научного знания в системе общественно-политических и гуманитарных наук.
Размышляя о специфике положения Церкви как значимого института политической системы общества, они рассматривали ее прежде всего сквозь призму взаимоотношения с государством, отмечая его двойственную природу «как нравственно-религиозного и как юридического союза» , что, конечно же, актуально и в настоящее время.
По мнению К.П. Победоносцева, одним из знаменательных явлений современного ему общества являлась «борьба церковных начал с государственными», основным источником которой являлась «искусственно создаваемая теория отноше ний между государством и церковью» .
В соответствии с данной теорией, «политическая наука построила строго выработанное учение о решительном отделении Церкви и государства, учение, вследствие коего по закону, не допускающему двойственного разделения центральных сил, Церковь непременно оказывается на деле учреждением, подчиненным государству» . При этом Церковь «представляется не чем иным, как учреждением, удовлетворяющим одной из признанных государством потребностей населения - потребности религиозной, и новейшее государство обращается к ней с правом своей авторизации, своего надзора и контроля, не заботясь о веровании. Для государства как для верховного политического учреждения такая теория привлекательна, потому что обещает ему полную автономию, решительное устранение всякого, даже духовного, противодействия и упрощение всех операций церковной его политики» .
Критически осмысливая положения данной теории, К.П. Победоносцев утверждал, что «государство безверное есть не что иное, как утопия невозможная к осуществлению, ибо безверие есть прямое отрицание государства. Религия, и именно христианство, есть духовная основа всякого права в государственном и гражданском быту и всякой истинной культуры. Вот почему мы видим, что политические партии, самые враждебные общественному порядку партии, радикально отрицающие государство, провозглашают впереди всего, что религия есть одно лишь личное, частное дело, один лишь личный и частный интерес» .
В результате анализа исторических примеров и систем взаимоотношений государства и Церкви, К.П. Победоносцев выделил три системы взаимоотношений, в соответствии с которыми эти отношения исторически себя проявили в западноевропейской истории.
Первая система, «самая древняя и известная - система установленной, или государственной, Церкви. Государство признает одно вероисповедание из числа всех истинным вероисповеданием и одну Церковь исключительно поддерживает и ей покровительствует, к предосуждению всех остальных церквей и вероисповеданий. Это предосуждение означает вообще, что все остальные церкви не признаются истинными или вполне истинными; но практически выражается оно в неодинаковой форме, со множеством разнообразных оттенков, и от непризнания и отчуждения доходит иногда до преследования. Во всяком случае, при действии этой системы чужие исповедания подвергаются некоторому, более или менее значительному, умалению в чести, в праве и преимуществе сравнительно со своим, господствующим исповеданием. Этой системе следуют ныне, за немногими исключениями, все европейские государства» .
Вторая система предполагает одинаково беспристрастное отношение государства ко всем вероисповеданиям - «вне всякого покровительства, равно как и вне всякого предосуждения, ни одной церкви не признавая ни своей, ни чужою, и предоставляя каждой ведать и устраивать свои дела и обряды как угодно. Это система равенства церквей, или, по новейшей формуле, изобретенной Кавуром, система “свободной церкви в свободном государстве”, любимая система нынешней партии либералов в мире. Она принята прежде всего и полнее всего осуществляется в североамериканских Соединенных Штатах, а в последнее время допущена английским законодательством относительно Ирландии. На бумаге и в теории система эта представляется простейшею и совершеннейшею: поборники ее верят и утверждают, что рано или поздно она будет введена повсюду как единственное средство к верному и справедливому разрешению отношений между государством и церковью» .
В основе этой теоретически отвлеченной системы, по мнению К.П. Победоносцева, лежит «не начало веры, а начало религиозного индифферентизма, или равнодушия к вере» . Эта система «поставлена в необходимую связь с учениями, проповедующими нередко не терпимость и уважение к вере, но явное или подразумеваемое пренебрежение к вере как к пройденному моменту психического развития в жизни личной и национальной. В отвлеченном построении этой системы, составляющей плод новейшего рационализма, церковь представляется тоже отвлеченно построенным политическим учреждением или частным обществом, для известной цели устроенным, подобно другим, признанным в государстве, корпорациям. Сознание этой самой цели представляется тоже отвлеченным, ибо на нем отражаются многообразные оттенки связанных с тем или другим учением представлений о вере, начиная с отвлеченного уважения к вере как к высшему моменту психической жизни до фанатического презрения к верованию как к низшему моменту и к началу вреда и разложения» .
Третья система подразумевает воздержание государства «от всякого предпочтения или покровительства тому или другому вероисповеданию или верованию, только ограничивает или устраняет вовсе такие верования, которые признает положительно ложными или вредными для общества. Система эта основана на том предположении, что несравненно легче и удобнее рассудить, какое верование ложно, чем определить, какая вера истинна. Такой системы держится великобританское правительство в ост-индских владениях» .
В истории, как отмечал К.П. Победоносцев, возможно наблюдать примеры соединения первой системы с третьей (т.е. «признание одного вероисповедания господствующим с терпимостью для всех прочих и с устранением вредных верований» ), а также и второй системы с третьей (на примере отношения правительства США к мормонскому вероучению).
На взгляд К.П. Победоносцева, «все эти системы действуют на практике в разных государствах, ни одна из них нигде не представляется бесспорною: напротив, именно в настоящую пору повсюду действующая система составляет предмет горячих пререканий и споров, и повсюду идет речь об изменении и преобразовании принятой системы» .
Б.Н. Чичерин, в отличие от К.П. Победоносцева, выделял не три, а четыре возможных системы, определяющие взаимоотношения и положение Церкви в государстве. Это «1) теократия, или подчинение государства Церкви; 2) господствующая Церковь; 3) признанные церкви; 4) церкви терпимые. Различные системы могут существовать совместно в отношении к разным вероисповеданиям» .
«Теократия, - на взгляд Б.Н. Чичерина, есть общественное устройство, в котором религия владычествует в гражданской области. Здесь является сознание высшего порядка, которому должны подчиняться люди; но этот порядок основан не на единстве общественного тела, а на религиозном учении, обязательном как для правителей, так и для подданных» .
Теократия характерна для большинства религий древнего мира, а также ислама, «который, хотя и позднейшего происхождения, но является лишь повторением старых теократических типов», обнимая «человека всецело, не ограничиваясь одними верховными нравственными началами, но определяя и всю внешнюю жизнь людей» . «Теократия противоречит существу христианства, которое касается только внутреннего человека, предоставляя внешнюю область светским властям и отношениям. Христианство имеет в виду цель небесную, а не земную; оно действует убеждением, а не принуждением. Истинная область его есть Церковь, а не государство. Поэтому в христианском мире теократическое начало всегда было неполное или водворялось в силу особенных условий» .
Для системы взаимоотношений Церкви и государства, которую Б.Н. Чичерин обозначил как «господствующая Церковь», характерен принцип, в соответствии с которым «государство оказывает преимущественное покровительство одной только Церкви, получающей высшее политическое положение; остальные только признаны или терпимы, или даже вовсе не терпимы. Через это господствующая Церковь прямо получает значение государственного установления. Оставаясь нравственно-религиозным союзом помимо государства, она, в качестве политической корпорации, вводится в состав государства, становится членом его организма и получает в нем привилегированное место. Основание то, что известное вероисповедание, исторически сросшееся с жизнью народа, признается существенным государственным интересом; в нем государство ищет нравственной опоры.
Привилегии, даруемые господствующей Церкви, могут быть более или менее значительными. При совершенной нетерпимости они могут простираться до исключения всякого другого вероисповедания из государства. При меньшей степени нетерпимости стеснения могут касаться только сект, отделившихся от господствующей Церкви, а потому более или менее ей враждебных. Привилегии могут состоять в ограничении гражданских и политических прав лиц, принадлежащих к другим исповеданиям» .
Для системы взаимоотношений Церкви и государства, обозначенной Б.Н. Чичериным как «признанные церкви», характерна ситуация, когда «государство оказывает одинаковое покровительство всем церквам, признанным государственными корпорациями. Таково, например, положение церквей во Франции, где различные вероисповедания, католическое, протестантское, даже еврейское и магометанское пользуются одинаковым покровительством и пособиями со стороны государства. Признанные церкви могут существовать и совместно с господствующей. Так например, у нас господствующая Церковь есть Православна, но рядом с ней признаны католическая, протестантская, еврейская и магометанская, каждая с своим законным устройством и официальным положением. Признанные церкви составляют государственные корпорации так же, как и господствующая; но они не связываются исключительно с государством. Последнее становится от них независимым; оно видит в них существенный интерес известной части народонаселения, дает им защиту, пособия, права, даже участие в управлении, но не привилегированное положение. При равноправии церквей гражданская область совершенно изъемлется из ведения Церкви; это - общее поле для всех вероисповеданий» .
В системе взаимоотношений Церкви и государства под наименованием «терпимые церкви» «церковь теряет характер государственной корпорации; она остается частным союзом. Государство может допускать или не допускать подобные союзы. Мы видели, что свобода вероисповедания ограничивается требованиями нравственности и государственного порядка. Государство не обязано терпеть сект безнравственных или отрицающих государственную власть. Однако, за этими исключениями, всякое вероисповедание должно быть терпимо в силу свободы совести.
Терпимость может быть оказана в больших или меньших размерах. Основание здесь двоякое: религиозные общины могут быть допущены или как товарищества, или как частные корпорации, то есть как настоящие церкви» .
Как видно из вышеизложенного, небольшое различие в классификации систем возможных моделей взаимоотношений Церкви и государства у К.П. Победоносцева и Б.Н. Чичерина (представителей противоположных друг другу консервативного и либерального направлений русской политологической мысли), состоит лишь в том, что К.П. Победоносцев специально не выделял, а Б.Н. Чичерин выделял теократию как отдельную систему. В остальном же, за исключением некоторых отличий в наименованиях-обозначениях систем типологии взаимоотношений Церкви и государства, они по своей сути и содержанию схожи.
Л.А. Тихомиров, рассматривая историю развития монархических форм государственности, выделил три типа отношений государства к религии:
Л.А. Тихомиров отмечал, что в истории христианских государств «в исторической практике <…> возникло несколько форм взаимоотношений Церкви и государства. В римском католицизме возобладала идея подчинения государства церковной власти. В крайнем развитии этой идеи предполагается, что Папы имеют верховную власть над всем миром. Императоры и короли получают от Папы свои владения на данном праве как вассалы Апостольского престола, так что подчинены Папе не только в церковных, но и в светских делах. Светская же власть не имеет права вмешательства ни в какие духовные дела <…>. В протестантизме явилась обратная идея государственно-церковных отношений. Возникла она вследствие того, что, по учению Лютера, Церковь состоит из совершенно равных членов, без различия иерархических благодатных даров. Власть епископская принадлежит им коллективно. Священническая благодать принадлежит каждому христианину. Церковная власть принадлежит тому же обществу, которому принадлежит и государственная власть, так что если оно вручает эту власть государю, то переносит на него и епископские права. Государь становится обладателем как политической, так и церковной власти <…> В Византии государственно-церковные отношения были построены на идее, не имеющей ничего общего с протестантскою, а именно на союзе Церкви и государства» .
Оптимальной формой взаимоотношения Церкви и государства Л.А. Тихомиров считал их союз, характерный прежде всего для православных монархий. Только в нем, на его взгляд, «и возможно сохранение независимости религиозноэтического начала от государственного без разрыва между Церковью и государством» . И это и есть единственно верная и правильная идея, хотя «фактическое ее осуществление более всего зависит от степени искренности взаимоотношений, а это, в свою очередь, определяется глубиной и искренностью веры в народе и в представителях власти церковной и гражданской» .
Описывая активно проявляющиеся секулярные тенденции в жизни современных ему обществ, Л.А. Тихомиров отмечал, что «почти повсюду начинается прекращение союза государства с Церковью. Религиозные настроения народов ослабляются, и государства начинают отвергать для себя обязанность руководиться в своей деятельности принципами христианства. При таком положении вещей для Церкви становится уже бесцельно оставаться в подобии союза, который только связывает ее, но ничего не дает для ее сознательной деятельности» .
Таким образом, возникает еще одна система взаимоотношений Церкви и государства, характерная прежде всего не для монархий, а для демократий. А именно: система отделения Церкви от государства. При такой системе взаимоотношений «государство не берет на себя излишней и непосильной обузы руководить религиозными отношениями. Оно снимает с себя всякую ответственность за действия Церкви, предоставляя следить за ними самим ее членам. Для государства остается тогда лишь следить за действиями Церкви с такой же точки зрения, как за деятельностью всякой другой корпорации, то есть пресекать в ней все нарушающее общие для всех граждан государственные законы, не делая никакого различия между нарушителями закона, будут ли это верующие или неверующие, духовные или светские» .
Однако, такая система взаимоотношений Церкви и государства целесообразна в том случае, «когда нация, которой держится государство, не имеет общего верования» . В случае, если подданные или граждане государства не принадлежат к одной церкви и являются не единоверными, на взгляд Л.А. Тихомирова, возможны два пути решения проблемы:
- Совершенно отрешить политику государства от связи с религией и устанавливать исповедную политику на каких- либо общих политических или философских основаниях.
- Почерпнуть разумные способы государственного отношения к иноверцам из учения своей собственной веры.
Историческое решение исповедной политики, вообще говоря, держалось второго пути. Наиболее распространенное современное решение основано, напротив, на отделении Церкви и веры от государства, то есть на стремлении поставить государственные отношения вне связи с отношениями исповедными .
«Но если, - по мнению Л.А. Тихомирова, - отделение Церкви от государства исходит из преднамеренной тенденции отрезать политические отношения от воздействия религиозноэтических, то это система крайне вредная для нации, для развития народа и общественных отношений» .
В настоящее время применительно к системе взаимоотношений государства и религиозных конфессий и организаций употреблять понятие «Церковь» будет не совсем корректно, поскольку в системе религиоведческих дисциплин, и прежде всего социологии религии, стало общепринятым выделять четыре типа религиозных организаций: Церковь, секту, деноминацию, культ.
Церковь представляет собой тип крупной религиозной организации, объединяющей как духовенство, так и мирян одного вероисповедания (или какой-либо его ветви, например, Православия или католичества), обладающей централизованным иерархическим правлением, общими основными положениями религиозного вероучения, канонического права, системой ценностей и правилами совершения культовых обрядов.
Церковь, как правило, находится в позитивных отношениях с обществом и имеет большое количество последователей, не имеет постоянного и строго контролируемого членства. Принадлежность к Церкви определяется скорее и часто традицией, фактом рождения в той или иной религиозной среде, когда на основе определенного обряда (например, крещения) индивид автоматически включается в данную религиозную общность.
Секта представляет собой сравнительно небольшой по численности и предрасположенный к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины тип религиозной организации, характеризующийся негативным настроем к инакомыслящим и оппозиционностью к обществу и господствующей в обществе Церкви; настроениями избранничества; претензиями на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли; стремлением к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением предписанных норм и установок; подчеркиванием равенства всех ее членов, часто в сочетании с отсутствием деления на духовенство и мирян. Для сект характерно добровольное постоянно контролируемое членство. Большая часть членов той или иной секты включается в ее состав не по факту рождения, а примыкает к ней в молодом или зрелом возрасте.
Деноминация являет собой промежуточный тип религиозной организации, способный соединять в себе черты Церкви и секты - в зависимости от особенностей характера ее образования и тенденций развития. Деноминация отличается от Церкви меньшей степенью универсальности и в то же время заимствует у нее относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления. Подчеркивая свою избранность в сочетании с претензией на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли, деноминации демонстрируют отказ от изоляционистской позиции сект, практически участвуя в жизни общества, достигая компромисса со светской властью и Церковью. Деноминации не претендуют, подобно Церкви, на охват своим влиянием всех членов общества, но и не замыкаются, подобно сектам, внутри своей «избранной» религиозной группы (например, баптисты), признавая возможность духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. Как и в сектах, членство в деноминации основано на принципе добровольности, постоянства и строгого контроля, хотя их деятельность и ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками.
Культ (харизматический культ) представляет собой тип малочисленной, крайне недолговечной, локальной, часто экстремистской, отличающейся эклектизмом, фанатизмом, мистицизмом вероучения религиозной организации, группы с неразвитой организационной структурой во главе с харизматическим лидером. Культ создается вокруг конкретной харизматической личности, являющейся основателем и руководителем этой организации, объявляющей себя либо «богом», либо представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). При наличии благоприятных обстоятельств культ может развиться в секту. Имея основные характеристики секты, культ имеет ряд существенных особенностей, связанных прежде всего с процессом его формирования. Последователями культа являются люди, отвергнувшие ценности окружающего их мира, со схожим индивидуальным опытом и образом мысли, предписываемой манерой поведения. Им обычно не воспрещается поддерживать отношения с другими религиозными организациями или связывать себя обязательствами по отношению к другим религиям.
Обозначенная классификация существующих типов религиозных организаций является в значительной степени условной и основанной на опыте изучения развития христианской традиции, являющейся самой изученной в социологии религии и религиоведении. Понятие «церковь» не может быть применимо в описании типов религиозных организаций в остальных мировых религиях, поскольку они не образуют в своем развитии церковь в ее классическом понимании. На примере анализа развития ислама, иудаизма и индуизма хорошо видно, что вне христианства очень сложно применять понятия «церковь» и «деноминация», а также проводить четкое разграничение между ними и другими типами религиозных организаций и институтов. А вот что можно сказать с большой уверенностью, так это то, что процессы образования тех или иных типов религиозных организаций, происходившие на протяжении всей человеческой истории, в последнее время значительно активизировались (прежде всего культов и сект). Но если традиционные для того или иного общества, культуры, нации или группы религии оказывают конструктивное влияние на процесс жизнедеятельности общества, то возникший в последнее время целый ряд религиозных новообразований, активно распространяющих свое влияние на молодое поколение на Западе и территории бывшего СССР, в значительной степени носит антиобщественный и антигосударственный характер. Речь в данном случае идет о деятельности целого ряда религиозных организаций, в отношении характера деятельности которых постепенно входят в научный обиход термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» (например, АУМ Сенрике, различные сатанинские культы и секты).
Поэтому для обозначения данного института политической системы общества целесообразнее будет применять термин «религиозные конфессии и организации», при этом понимая под религиозными конфессиями традиционные для данной страны религии (церкви и деноминации). Именно этот, на наш взгляд, «нейтральный» термин отображает всю внешнюю сторону многообразия религиозной жизни, которая сложилась в сложнейшую систему исторически традиционных религий и нетрадиционных вероучений.
Применительно к ситуации с религиозными объединениями в Российской Федерации, традиционными религиозными конфессиями следует признать распространенные в России религиозные конфессии (организации и объединения): Православие, ислам, буддизм, иудаизм, а также некоторые другие конфессиональные религиозные объединения и организации (например, католичество).
Использование этого термина позволит снять и преодолеть некоторые нестыковки в научной типологии и классификации религиозных организаций и объединений, а также выйти за рамки сухого и поверхностного законодательного определения понятия религиозных организаций и объединений (содержащегося в Федеральном Законе от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» ), и не отображающего все аспекты и все многообразие религиозной жизни современного российского общества.
Самой крупной по численности среди традиционных конфессий России является Русская Православная Церковь Московского Патриархата, влияние которой в последнее время, в особенности после воссоединения с РПЦЗ и активизации ее деятельности внутри страны, чрезвычайно возросло.
Второй по численности религиозной конфессией в России является ислам, не имеющий в РФ в настоящее время единого духовного центра. Спецификой ислама как религии является то, что он не предполагает обязательность четкой духовной иерархии, характерной для ряда христианских церквей, а также наличия единого духовно-административного центра в масштабах государства. На территории РФ действуют два Духовных управления мусульман: Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири (г. Уфа), охватывающее все группы татар и башкир, и Духовное управление мусульман Северного Кавказа (г. Махачкала), которое объединяет народности Дагестана, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, адыгов, черкесов и абазинов. В последние годы наблюдалась борьба между центральным Духовным управлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России за главенство над проживающей в России мусульманской общиной. Иудаизм в своем распространении исторически ограничен численностью еврейских общин. Ареал распространения буддизма как еще одной традиционной нехристианской конфессии регионально локализован: буддизм традиционно исповедуется коренным населением ряда регионов (Калмыкии, Бурятии, Тувы). Среди протестантских церквей в России самой крупной деноминацией является Церковь Евангельских христиан-баптистов; в нее входит свыше 500 тыс. взрослых членов, объединенных в 387 религиозных общества.
Судить о численности приверженцев традиционных религий и деноминаций в РФ очень сложно. «В общественной и политической жизни нашей страны в основном заметны лидеры “этнических” религий. Для политиков и религиозных лидеров представление о количестве верующих в современном обществе - это свидетельство о степени влияния христианских церквей, мусульманских и буддистских объединений и т.д. Прежде всего, цифры, которые часто упоминаются в прессе, формируют представление о силе и влиянии самих религиозных лидеров» . «При высоких показателях уровней религиозности, фиксируемых исследователями на основе самооценки респондентов, выявляется их несоответствие характеристикам религиозного сознания и поведения <.> Религиозность же тех, кто считает себя верующими, часто носит ситуативный характер, в ней проявляется скорее не устойчивая мировоззренческая позиция, а умонастроение, отличающееся значительной подвижностью. Нередко люди называют себя православными или мусульманами, воспринимая эти религии как существенный элемент культурной традиции того народа, к которому они принадлежат» . Иными словами, декларируя о своей принадлежности к определенной религиозной конфессии и традиции, человек вовсе не обязательно разделяет ее вероучение, участвует в таинствах, обрядах, является членом религиозной общины. Фактически он обозначает свою принадлежность к той или иной группе, культурной среде и национальному образу жизни (русский - значит православный; башкир - значит мусульманин; еврей - значит иудей и т.д.), хотя соответствующая религия и имеет для его сознания особую, по сравнению с другими религиями, ценность.
Такую же ситуацию мы наблюдаем и в других традиционных конфессиях, например, в иудаизме, где большинство еврейской общины России не считает себя иудеями (т.е. евреями, не просто связанными с еврейской религиозно-культурной традицией и организациями, ее формирующими, но при этом и верящими в Бога). Социолог О.Е. Казьмина, исследуя конфессиональный состав населения Российской Федерации, отмечает, что определить реальную численность иудаистов среди российских евреев нелегко, поскольку «значительная часть российских евреев не религиозна, хотя в последние годы уровень религиозности российских евреев заметно возрос» . Говорить о численности буддистов еще сложнее, поскольку в буддизме отсутствует представление об обязательной для каждого почитателя Будды религиозной практике.
Обращаясь же к проблеме взаимоотношений религиозных конфессий и организаций с государством в настоящее время, следует отметить, что значительное количество государств официально и демонстративно позиционируют себя как государства «светские», стремясь не связывать себя какими-либо обязательствами во взаимоотношениях с религиозными конфессиями и организациями, ограничивая определенными сферами взаимодействие с ними и стараясь не вмешиваться во внутренние дела друг друга.
Такая позиция отнюдь не означает принципиальной враждебности государства к институту религии и стремления государства окончательно секуляризировать все сферы человеческой жизнедеятельности. Поэтому и неудивительно, что как в странах Запада, так и вне пределов распространения западноевропейской культуры можно встретить различные модели взаимоотношения государства и религиозных конфессий и организаций, о которых писали классики русской политологической школы: теократию (Ватикан и Исламская республика Иран); господствующую религиозную конфессию (Греция, Великобритания, Финляндия и Скандинавские страны); признаваемые (Испания, Италия) и терпимые (США, Франция) конфессии и религиозные организации, пользующиеся различного рода (в том числе и финансовой) поддержкой со стороны государства.
Выбор той или иной модели взаимоотношений между собой этих институтов зависит от исторической традиции их взаимодействий, характерных для той или иной страны и общества, а также от занимаемой позиции руководства государства и религиозных конфессий.
Для православной Российской империи до эпохи Синодального периода истории Русской Православной Церкви была характерна модель союза (симфонии) Церкви и государства, привнесенная к нам из Византии. В Синодальный период своей истории Русская Православная Церковь являлась фактически господствующей Церковью, сочетающей лишь некоторые принципы концепции симфонии Церкви и государства со своим новым правовым статусом, низведенным к превращению ее в особую часть государственной системы. В постсоветской России Русская Православная Церковь, как и другие традиционные религиозные конфессии в условиях светского государства, существуя как отделенный и независимый от государства институт и корпорация, стремится взаимодействовать с государством в рамках разработанной ею концепции «соработничества» - сотрудничества Церкви и государства (применяя концепцию симфонии к новым для нее условиям).
В соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви» «областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
б) забота о сохранении нравственности в обществе;
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
Введение
Более 97% зарегистрированных на сегодня в Украине религиозных общин являются христианскими. Примерно половина из них - православной традиции.
· Украинская Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата - УПЦ МП и Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата - УПЦ КП - насчитывает около 12082 религиозных организаций;
· Украинская Автокефальная Православная Церковь - УАПЦ - насчитывает около 1234 религиозных организаций;
· Украинская Греко-Католическая Церковь - УГКЦ - насчитывает около 3765 религиозных общин;
· Римо - Католическая Церковь в Украине - РКЦ- насчитывает около 1079 религиозных общин;
· Армянская Католическая Церковь - АКЦ
Протестантские церкви насчитывают почти 8,5 тыс. религиозных организаций.
В Украине также действуют приблизительно 1400 религиозных организаций харизматического направления, 297 - иудейских и 1182 - мусульманских.
Цель работы: Изучить конфессии на территории Украины
Задачи работы: Изучить конфессиональные ресурсы Украины
Конфессии. Виды конфессий
Конфессии
Конфессия (лат. confessio -- "исповедание") - это или вероисповедание особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Любая конфессия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозный культ представляет собой отношение людей к высшим неземным силам и проявляется через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества. В религиозном культе объектом культовой деятельности выступает высшая сила, предметом культа становится эта сила, воплощенная в религиозных образах. Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культе выступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. В качестве средств культа выступают храмы, мечети, святилища, различные культовые предметы, церковная утварь, предметы религиозного искусства. Способы культовой деятельности - это определенная система и последовательность проведения религиозных мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельно человека в храме, церкви, дома или в культовом месте. Способы культовой деятельности зависят, прежде всего, от религиозного сознания людей.
Религиозные организации - очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или вероисповедании, играть второстепенную роль или вообще подвергаться гонениям.
В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организаций: например, в христианстве - церковь, секта и деноминация. Церковь включает большинство или значительную часть населения страны или территории. В православии и католицизме имеется иерархия служителей культа. Секта - общее название религиозных вероучений, отклонившихся от господствующей церкви. В древности сектами называли группы или школы последователей религиозных философов. С появлением христианства сектантами стали называть последователей учений, осужденных господствующей церкви. В секте священство, как правило, отсутствует, лидерство является харизматическим. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний. Для деноминации, как и в церкви, есть четкая организация, координирующая деятельность общин, и иерархия управления. Однако члены деноминации не делятся на священников и мирян, здесь имеются авторитетные служители культа.
В восточных конфессиях в ряде случае отсутствуют четкие рамки религиозных организаций. В разных жизненных ситуациях и при решении различных задач они обращаются к разным религиям. В иудаизме вообще отсутствует четкая религиозная организация. В Индии имеется ряд духовных школ и движений, не отвечающих критериям ни одного из трех видов религиозных организаций.
По наличию или отсутствию Бога творца конфессии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических конфессиях (иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма) утверждается, что Бог творец создал мир, в том числе и человека. В эмпирических религиях (буддизм, даосизм, синтоизм, некоторые направления индуизма, конфуцианство) понятие Бога творца отрицается либо является второстепенным.
По территориально этническому признаку конфессии делятся на племенные, национально территориальные и мировые. Племенные конфессии обычно ограничены территориально, и, по сути, представлены традиционными народными верованиями. Национально территориальные конфессии принадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно. Мировые конфессии имеют большой территориально страновой обхват и большое число приверженцев. Мировыми конфессиями являются христианство, ислам, буддизм.
По количеству богов конфессии подразделяют на монотеистические и политеистические. В монотеистических конфессиях имеется лишь один Бог - верховный Бог. К ним относятся христианство, ислам, буддизм и сикхизм.
Политеистическими конфессиями являются языческие верования, в них поклоняются большому количеству богов, божеств и духов. Индуизм можно назвать супрамоно теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением Вселенского Духа - Брахмана.
По наличию ряда общих черт религии подразделяют на западные и восточные. К западным религиям относятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм, зороастризм. К восточным религиям - относят индуизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство и синтоизм.
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Значение слова конфессия
конфессия в словаре кроссвордиста
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
конфессия
И, ж. (книжн.). То же, что вероисповедание.
прил. конфессиональный, -ая,-ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
конфессия
ж. Вероисповедание.
Википедия
Конфессия
Конфе́ссия или вероиспове́дание - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные символы веры, образуют разные конфессии. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённого направления в рамках отдельной религии. Иногда отождествляется с термином деноминация .
Примеры употребления слова конфессия в литературе.
А вскоре после начала войны он понял еще и другое: конфессии , которые так и не удавалось выкорчевать из массовой психологии никакой антирелигиозной политикой, следовало обратить в верных слуг, а потом и в рабынь.
Величественный православный храм мирно соседствовал с Суннитской мечетью затейливой азиатской архитектуры и Армянской церковью, а суровое здание обкома партии в центре города как бы олицетворяло собой главенство коммунистической идеологии над всеми конфессиями - и над православными осетинами, и над мусульманами, к которым относились часть осетин, ингуши и представители других северокавказских национальностей.
Если же кто из верующих бывает в городах, где есть много инославных храмов, то они посещают их как туристы и как люди, знакомящиеся со службами других конфессий .
Совет по делам Русской Православной Церкви был слит с Советом по делам религиозных культов, занимающимся устройством дел инославных конфессий и сект, и получил наименование Совета по делам религий при Совете Министров СССР.
Баптисты, евангелисты, лютеране и иные конфессии получили временную возможность проповеди и расширения своей деятельности, при условии выражения лояльности к советской власти.
В поправках будет отражена суть предложений русской церкви и других традиционных конфессий - псевдорелигии и псевдомиссионеры не смогут растлевать неокрепшие души людей.
Русь польско-литовская - полки смоленский, полоцкий, витебский, киевский, пинский и прочие и с ними татары всех конфессий собрались покончить с Орденом.
Новое ползучее, липкое, тлетворное иго, надвигающееся на нашу землю со всех сторон, расшатывание и разрушение основополагающих моральных устоев, растаскивание на всевозможные секты, конфессии , веры-если не поставить всему этому жесткий заслон, может привести к тому, что процесс, станет необратимым.
На следующее утро тела президента Дарлинга и его жены перевезут на катафалке в Национальный собор вместе с тремя членами Конгресса - евреем, протестантом и католиком - для проведения заупокойной службы, общей для всех трех религиозных конфессий .
Точнее, богоугодного, потому что и другие конфессии благословили свою паству защищать Антивампирию -Родину.
Большое значение для консолидации кубинского общества имело налаживание конструктивного сотрудничества между руководством страны и религиозными конфессиями .
Викарий Христов - папа, викарий Брэйский - название сатирической песни о клирике, менявшем свою конфессию со сменами политической ситуации.
Уже было установлено приблизительное количество религиозных конфессий , к которым принадлежали погибшие, так что стали известны представители духовенства, которым предстояло принять участие в экуменической религиозной церемонии, которая была бы приемлема для всех вероисповеданий.
Многие конфессии утверждают, будто могут продемонстрировать своим прихожанам богов - католики, например, посредством Святого причастия.
Поэтому репрессии на представителей разных конфессий распространялись неравномерно, самый сильный удар приходился по Православию.