Чем характеризуется социальные отношения в нашем обществе. Социальные отношения - это отношения человека в обществе. Виды социальных отношений в обществе

Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы. Понятие социальные отношения в социальной работе.Понятие социальные отношения в социальной работе. Сущность взаимодействия взаимоотношения отражают два понятия: общественные отношения социальные отношения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 7. Социальные отношения в обществе

как предпосылка социальной работы

План

1.Понятие «социальные отношения» в социальной работе.

2.Типы социальных отношений

1. .Понятие «социальные отношения» в социальной работе. Человек – биосоциальное существо. Связи в которые включается человек образуются в процессе социальной, экономической, духовной, политической и иных видов деятельности людей. Они образуют определенные типы общения, виды социальных систем.

Сущность взаимодействия, взаимоотношения отражают два понятия:

общественные отношения , социальные отношения .

Общественные отношения – специфический признак общества; делают общество специфической системой, соединяют индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Общественные отношения - форма деятельности людей. Они характеризуются рядом признаков: носят надличностный характер, т.к. выражают не сугубо личное положение человека, а взаимодействие социальных ролей, которые выполняет человек; объективно обусловлены: связывают индивида с группой, обществом; являются средством включения человека в общественную практику; порождаются деятельностью конкретных людей; обладают большой активностью и устойчивостью.

Социальные отношения – это отношения между людьми как представителями социальных групп по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете, по поводу условий развития личности, социальных групп.

Социальные отношения следует рассматривать как «сторону» общественных отношений. Они присутствуют всегда в экономических, политических и других общественных отношениях, но социальные отношения не заменяют и не подменяют собой другие общественные отношения. Социальные отношения - срез, синтез социальных сторон, социальных аспектов всех видов общественных отношений, которые сказываются на положении человека в обществе.

Социальные отношения преломляются через внутреннее состояние человека, выражаются в его деятельности, и отражают личное отношение человека к окружающей действительности. Главный фактор, который определяет социальные отношения, их формирование, функционирование и изменение – это сам человек. Социальные отношения – это проявление в социальной деятельности и поведении человека его социальных качеств. Стержнем социальных отношений, проявления социальных качеств, являются отношения равенства и неравенства, прежде всего, социального равенства и социального неравенства.

В разных общественных системах социальные отношения, социальные связи имеют свои особенности и специфику и отличаются друг от друга. И это отличие определяется , прежде всего, характером первичных социальных отношений, под которыми понимают взаимосвязь и взаимозависимость людей по поводу их жизненного пространства, средств воспроизводства и совершенствования жизни. Именно первичные отношения определяют систему общественных отношений: от политических до социально-бытовых (кому реально принадлежит власть, материальные ресурсы государства); от производственно-экономических до художественно – эстетических, духовно-культурных.

Социальные отношения являются предпосылкой понимания сущности социальной работы. В социальной работе как совокупности различных видов деятельности сказывается влияние именно первичных социальных отношений.

Для человека как биопсихосоциального существа огромное значение имеют социальные связи, касающиеся его индивидуально-личностного и коллективного бытия; его жизненное пространство; его средств к жизни – с одной стороны, а с другой – наличие многообразных общественных сфер (политической, культурной, экономической, социальной и др.) где эти связи могут осуществляться и реализовываться. К таким связям, как отмечает Холостова Е.И., относят социальную помощь, социальное призрение, социальную реабилитацию, социальную защиту и т.д . А это и есть сфера интересов социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы и социальных отношений показывает, что социальный работник должен: знать, изучать социальные отношения людей; учитывать наличие сложившихся социальных отношений, их социальной дифференциации; учитывать то, что социальные отношения закрепляются в виде устойчивых взаимодействий социальных институтов, организаций, которые помогают решать проблемы социальной работы.

Еще один факт, указывающий на взаимосвязь социальной работы и социальных отношений: социальные отношения связаны с социальной сферой общества , в которой удовлетворяются жизненные потребности человека.

Социальная сфера это относительно самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы и отношения социальных субъектов, совершается воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занимающихся представлением социальных благ и услуг (социальная помощь, социальная реабилитация, социальная защита, социальное призрение), т.е. это пространство воспроизводства реальной повседневной жизни, развития и саморазвития общественных субъектов. Социальная сфера одна из основных сфер общества наряду с экономической, политической, социокультурной и др. Она имеет свои ценности, главным источником которых выступает труд.

Структура социальной сферы представлена такими компонентами как: социальная структура общества: люди с их потребностями, ценностями и качествами; социальные системы: учреждения, организации, которые помогают человеку реализовать его потребности; взаимодействия, отношения людей в которые они вступают для реализации потребностей; принципы, законы развития социальной сферы, правила разрешения проблем возникающих в социальных отношениях.

2. Типы социальных отношений. Социальная работа как специфическая форма социальной деятельности может и должна рассматриваться на нескольких уровнях:

Индивидуальном;

Групповом;

На уровне общества.

Социальными субъектами социальных отношений в этом случае выступают: индивид, группа людей, определенный социум, общество, которые одновременно являются и носителями социальных отношений.

В процессе реального общения, даже в условиях одной общности социальные отношения имеют многоуровневый характер, но главная роль принадлежит социальным отношениям, которые складываются между основными социальными субъектами.

В социальной работе важно уметь классифицировать социальные отношения. А для этого необходимо специалисту по социальной работе четко представлять какой показатель, признак используется для структурирования и классификации социальных отношений в каждом конкретном случае. Ведь от этого в значительной степени будет зависеть эффективность социальной помощи оказываемой клиенту.

Так как социальные потребности являются реальной формой осуществления социальных отношений в нашей жизни, то они могут выступать в качестве признака для классификации социальных отношений .

Потребности, в том числе и социальные, являются объективными. Они выражают потребность человека в чем-то – еде, одежде, жилище, общении и т.д. Однако каждый социальный субъект может предпочитать различные формы удовлетворения потребностей. Следовательно, можно говорить о субъективно- объективной природе потребностей.

Противоречия между объективной и субъективной формами реализации потребностей может создать противоречия, конфликт, что переводит индивида из субъекта социальных отношений в объект социальной работы.

Потребности определяют внутреннюю движущую силу человеческой активности. Множество потребностей человека определяется его двойственной социально-биологической природой.

В теории социальной работы, а следовательно и в практической деятельности специалиста по социальной работе наибольшее распространение приобрела система человеческих потребностей А. Маслоу, которая включает в себя следующие уровни потребностей:

1 уровень . Витальные или физиологические потребности .

2 уровень. Потребность в безопасности, устойчивости, в спокойствии, защите от неблагоприятных воздействий, уверенности в будущем.

Неудовлетворение этих потребностей приводит к образованию психологических дезадаптационных процессов, что может содействовать превращению человека в клиента социальной работы.

3 уровень. Потребность в общности, принадлежности к сообществу людей; социальной группе.

4 уровень. Потребность в уважении, самоуважении, признании окружающих. Этот уровень потребностей требует высокого уровня развития личности. Однако адекватность самооценки, правильный выбор «референтной группы» с чьим мнением соотносит свое поведение и мышление индивид требует определенного труда его души, в т.ч. и усилий со стороны общества.

5 уровень. Потребность в самоактуализации, стремлении наиболее полно раскрыть себя, стать тем кем он может быть . Однако нужно учитывать, то что общество не всегда могло и может обеспечить благоприятные условия и социальные возможности для развития личности.

Безусловно, между потребностями разного уровня существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Потребности нижнего уровня влияют на потребности верхнего уровня. Невозможность для человека удовлетворить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, в получении социальных услуг и т.д. как раз и является сферой компетентности социального работника.

Кроме того, взаимосвязь потребностей дает возможность более детально и объективно анализировать действительность и социальную ситуацию индивида, т.к. удовлетворение потребностей в значительной степени обуславливается социальной ситуацией. В социальной работе предметом деятельности социального работника и является социальная ситуация индивида.

Социальная ситуация – это выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем клиента или группы, с которой взаимодействует социальный работник.

Социальная ситуация оценивается человеком в высшей степени субъективно и по тем критериям, которые стороннему человеку могут показаться непонятными. Следовательно, социальному работку нужно тактично подходить к решению проблемы клиента, с тем чтобы не унизить его человеческое достоинство.

Социальная работа основывается на отношениях существующих в обществе и обусловленных как социальной политикой государства, так и особенностями клиентов. Существующие отношения целесообразно подразделять на первичные, вторичные и третичные.

Первичные отношения - отношения, возникающие в социальной группе, которую составляет клиент, его семья и друзья. Представители такой группы порой по-разному оценивают одни и те же социальные явления и процессы. А это позволяет более грамотно выявить основные проблемы клиента.

Вторичные отношения – определяются членством клиента в различных социальных группах (территориальных, религиозных, этнических и др.). Безусловно, социально-психологические особенности этих групп влияют на появление, проявление и протекание проблем клиента.

Третичные отношения - определяются гражданскими ролями клиента и их возможностями по реализации своей субъектности. Эти отношения также влияют на характер проблем клиента.

С целью эффективного решения проблем клиента и рассмотрения социальной работы как целостной системы все три типа отношений следует рассматривать в комплексе. Порой нарушения первичных отношений может провоцировать проблемы и в группе третичных отношений.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21138. Социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере 29.08 KB
Социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере. Учитывая значительное число льготных категорий возросшее число граждан пользующихся предоставляемыми им льготами вовлечение все большего числа различных ведомств и организаций участвующих в этом процессе привело к увеличению объема информации необходимой для обеспечения деятельности всех звеньев социальной защиты населения. Актуальность выбранной темы обусловлена...
1290. Предложения по повышению эффективности социальной работы ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» 4.81 MB
Теоретические аспекты процесса управления социальной защитой населения. Организация управления социальной защитой населения России. Показатели эффективности социальной защиты населения. Оценка особенностей управления социальной защиты ГКУ АО Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани.
10015. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА И КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГБУ «ЦСОГПВИИ ПЕРЕВОЗСКОГО РАЙОНА» 320.73 KB
Актуальность работы заключается в возникновении общественной потребности в эффективной социальной помощи пожилым людям в условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране. Социальная работа направлена на психологическую поддержку пожилых в различных трудных и кризисных ситуациях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, на содействие эффективной адаптации к социальной среде, к изменяющимся социальным условиям.
20439. Политико-правовые отношения, правовые основы и механизмы осуществляемых преобразований в государстве и обществе 86.52 KB
Во-вторых это право используемое как средство: а властвования и управления; б ограничения власти воздействия на нее правовыми средствами. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество уничтожить его как форму социального бытия человека и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти государство и в особой нормативной системе социальной регуляции право которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии. Государство представляет собой наиболее...
17388. Теория социальной работы 27.7 KB
В советский период для научной литературы существовал как показывает анализ библиографии фактический запрет на освещение вопросов благотворительности бедность есть результат особых социальных отношений в капиталистическом обществе и выражение их противоречий.
6801. Технологии социальной работы 13.76 KB
Само понятие социальные технологии трактуется учеными неоднозначно. Одни исследователи (Н. Стефанов, А. Зайцев) в основу определения кладут принцип деятельного целеполагания. По мнению Н. Данакина, важнейшим проявлением технологичности является процесс направленного воздействия на социальный объект.
5895. Теория социальной работы как наука и учебная 16.56 KB
Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина. Понятие теории социальной работы: ее предмет и объект. Функции теории социальной работы. Развитие новой для нашего общества специальности и профессиональной деятельности социальной работы придает особую актуальность ее теоретическому осмыслению.
15258. Технологии социальной работы с наркозависимыми людьми 39.24 KB
Теоретический подход к проблеме наркомании средствами социальной работы. Понятие и сущность наркомании. Опыт решения проблем наркомании. Социальные последствия и профилактика наркомании средствами социальной работы.
17456. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 31.66 KB
Всем известно о том что этого не достаточно. Было бы плохо если бы мы не отметили то что потому нередко одна безличная мораль подходящих событий противоборствует настолько же как всем известно безличной морали подходящих событий. Все знают то что все трудности решаются как бы бесцельной борьбой этих сил ибо нет нравственных убеждений которые в состоянии сделать эти трудности разрешимыми. Мало кто знает то что нравствен человек лишь тогда когда он повинуется внутреннему побуждению наконец помогать хоть какой жизни которой он...
19660. Технологии социальной работы с бездомными детьми 89.22 KB
Бездомность детей и подростков является злободневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Бездомность детей является первым шагом к социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребенка.

Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, наиболее зримо проявляются в соци­альной сфере. Их характер очень сложен и противоречив. Рас­смотрим некоторые проблемы.

Одной из особенностей последних лет стало возрастание со­циальной дифференциации населения. Это выражается в пер­вую очередь в существенном увеличении разрыва в доходах раз­ных социальных групп, а следовательно, в уровне потребления.

Многие усматривают здесь очевидное нарушение принци­па социальной справедливости и даже утрату в этом отношении позиций, которые мы имели в годы застоя. Действительно, ес­ли обратиться к статистическим данным периода 60-х - сере­дины 80-х годов, то соотношение между минимальным и мак­симальным окладами составляло 1:10. При этом, однако, необходимо учитывать, что определенная часть населения (по имеющимся данным, 5-6 млн человек) имела так называемые «нетрудовые доходы», источники которых скрывались и кото­рые не учитывались никакой статистикой. К этой группе социо­логи относили правящий класс, управляющих специалистов в сфере услуг, обслуживающий персонал. Таким образом, разрыв в доходах был и в те годы весьма значительным, хотя, мо­жет быть, и не таким явным. Официальная пропаганда при­лагала огромные усилия для доказательства тезиса о сближе­нии социальных групп и неуклонном движении нашего обще­ства к полной «социальной однородности». При этом учитыва­лось, что в общественном сознании социальная справедливость рассматривалась как одна из высших ценностей. В отличие от первых лет советской власти, когда преобладало понимание этой справедливости как равенства в потреблении (уравнитель­ность), в дальнейшем подчеркивалось равенство возможностей трудиться по способностям и получать по труду.

Вместе с тем в нашем обществе и сегодня бытует тради­ционное уравнительное понимание социальной справедливости. Правда, никто уже не говорит, что все должно делиться по­ровну, но что дифференциация должна быть ограничена, без больших разрывов - в этом люди убеждены. Те же, кто про­никся идеей распределения по труду, возмущены «нечестным», нетрудовым путем увеличения доходов многих «новых бога­тых». В этих условиях нарастание социального расслоения воспринимается обществом болезненно, что, в свою очередь, может стать источником социальной и политической неста­бильности.

Острой социальной проблемой остается значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. Известно, что в странах Запа­да эти профессиональные группы входят в средний класс, а про­фессура относится к социальной элите. В России же, к приме­ру, зарплата преподавателя еще весьма низка.



Это заставляет многих людей высококвалифицированного

умственного труда отказываться от специальности и занимать­ся деятельностью, не требующей высокого уровня образования.

д к туальной остается проблема «утечки мозгов»: многие специ­алисты ищут приложения своим силам за рубежом.

Изменения в экономике ведут к появлению новых соци­альных групп: предпринимателей, фермеров.

Активные социальные перемещения усиливают маргинали­зацию общества. Это вызвано и притоком беженцев из других республик СНГ, и сокращением Вооруженных сил.

Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, так называемых «групп социального риска». К ним относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры,

безработные.

Итак, социальная сфера сегодня тугой узел острых соци­альных проблем. Истоки их, как видно, лежат не только в эко­номике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере - задача долговременной перспективы.

Но вместе с тем очевидно, что достижения или просче­ты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в России. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социаль­ных проблем создает Конституция Российской Федерации, а так­же законы, конкретизирующие ее положения. Каждому граж­данину республики Конституция предоставляет широкие социальные права.

Так, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей. Государственные пенсии и социальные пособия уста­навливаются государством. Каждый имеет право на вознаграж­дение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Основной закон предусматривает право на жилище, при­чем малоимущим оно предоставляется бесплатно или за доступ­ную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов.

Право на охрану здоровья обеспечивается сетью государст­венных и муниципальных учреждений здравоохранения, где ме­дицинская помощь оказывается бесплатно.


Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность Дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образова­тельных учреждениях. В такого же типа учреждениях каж­дый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Вместе с тем ряд острейших социальных проб­лем еще ждет своего решения на основе указанных правовых норм.

В заключение подчеркнем, что, осуществляя текущую со­циальную политику, важно не упускать из виду магистральное направление социальных изменений. Сегодня в рамках социаль­ной структуры у нас переплелись три группы отношений, при­надлежащих к различным цивилизационным типам: традици­онному, индустриальному и постиндустриальному. Трудности прорыва в постиндустриальную эпоху связаны со столкновени­ем интересов разных социальных групп, тяготеющих к каждо­му из этих типов отношений.

Переход на новый уровень развития станет возможным, если укрепятся и займут лидирующее положение в обществе груп­пы, связанные не с торгово-распределительными отношениями, а непосредственно с материальным и духовным производством и ориентированные на максимально передовые достижения.

Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами.

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

Например, любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Виды социальных отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические, межличностные

    Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).

    Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя.Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными.

    Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

    Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения

    Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, и т.д. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия

    Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.

    Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

    Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

18. Социальная группа

Соц. группа, по мнению Мертона – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы:

Осознание членства

Способы взаимодействия

Осознание единства

КулИ разделил социальные группы на первичные и вторичные:

    Семья, группа сверстников, поскольку они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства

    Образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (обусловлены достижению определенных целей)

Социальные группы делятся на реальные и квазигруппы, большие и малые, условные, эксперементальные и референтные

Реальные группы – ограниченная в размерах общность людей, объединенная реальными отношениями или видами деятельности

Квазигруппы характеризуются случайностью и стихийностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, кратковременностью взаимодействия. Как правило они существуют непродолжительное время, после чего они либо распадаются, либо превращаются в устойчивую социальную группу – толпа (например, болельщики) – общность интересов, объекта внимания

Малая группа – относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы могут быть формальными и неформальными

Формальные группы – чётко отражены позиции участников группы, определены взаимодействия между членами группы по вертикали – кафедра в универе.

Неформальная группа возникает и складывается стихийно, в ней ни позиции, ни статусы, ни роли. Отсутствует структура властных отношений. Семья, группа друзей, сверстников

Большая группа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Коллектив ВУЗа, предприятия, школы, фирмы. Групповые нормы поведения, и т.д.

Референтная группа – группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и ориентируются в своем поведении на нормы и ценности этой группы.

Условная группа – группа, объединенная по определенным признакам (пол, возраст, уровень образования, профессии) – они создаются социологами для проведения социологического анализа (студенчество Алтая).

Разновидностью условной группы являетсяэкспериментальная , которая создается для проведения социально-психологических экспериментов.

Хотястатусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно - через их носителей, они главным образом определяютсодержание ихарактер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом.

Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, кровно-родственные, экономические, профессиональныестатусы человекаопределяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с неродственником или недругом (а родственник и друг - статусы в разных структурах), вы должны выяснить содержание их статусов. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Предприниматель заинтересован в вас только как в клиенте, женщина - как в потенциальном сексуальном партнере, продавец - как в возможном покупателе.

Таков скрытый мотив их взаимоотношений с вами. Интерес к вам, продолжительность и интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, как скоро этот другой поймет, что вы не даете того, что он ожидал получить от вас.

Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует и обставляет его правилами вежливого поведения. Последние создают иллюзию того, что между вами сложились доверительные отношения.

Итак,обобщим сказанное: именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений - и межличностных, и социальных.

Социальная роль

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы - предписанные правила поведения - характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а ссоциальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

· социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

· социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

· социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику.

Поданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей (экспектации).

Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятсясоциальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

От учителя ученики ожидают вполне определенного поведения: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в классную комнату вошел человек, представился учителем (т. е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Естественно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым. Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики.

Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, странное поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должна соответствовать статусу учителя.

Итак, сделаемвывод: социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль - их различие.

Понаблюдаем за поведением членов ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающиеся им по статусу - опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т. д. - они похожи другна друга.

Но стоит нам обратить внимание на то, как они понимают роль члена ученого совета и как ведут себя в соответствии с этим пониманием, и личностные особенности выступят на первый план.

Один считает, что его роль как эксперта состоит в критике любых недостатков диссертанта. Другой полагает, что его роль как старшего товарища заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающего в науке первые шаги. Третий пришел на заседание отбыть время и формально выполнить свою роль.

Таким образом,роль - индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Ролевой набор

Мы уже сталкивались с понятием «статусный набор», введенный в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Р. Мертону принадлежит и другое, тесно связанное с первым, понятие.Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение со студентами.

Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т. д. Вторая является скорее неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, какие складываются у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика - в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему.

Такую готовность принято называтьустановкой. Итак, обобщим пройденное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие ролевого набора. Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Человек – существо общественное, поэтому и оценивать свойства личности нужно в системе социальных отношений, так как здесь будут проявляться важные черты человеческого характера. А раз так, то стоит разобраться, что такое социально-психологические отношения и какими они бывают.

Признаки социальных отношений

Общественные (социальные) отношения – это разнообразные формы взаимозависимостей, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом. Особенностью социальных отношений, отличающей их от межличностных и других видов отношений, является то, что люди предстают в них только как социальное «Я», которое не является полным отражением сущности конкретного человека.

Таким образом, главным признаком социальных отношений является установление устойчивых взаимосвязей между людьми (группами людей), которые позволяют членам общества реализовывать свои социальные роли и статусы. Примерами социальных отношений могут служить взаимодействия с членами семьи и коллегами по работе, общение с друзьями и преподавателями.

Виды социальных отношений в обществе

Существуют различные классификации социальных отношений, а потому и их видов немало. Давайте рассмотрим основные способы классификации отношений такого рода и дадим характеристику их некоторым видам.

Социальные отношения классифицируют по следующим признакам:

  • по объему власти (отношения по горизонтали или вертикали);
  • по владению и распоряжению собственностью (сословные, классовые);
  • по сферам проявления (экономические, религиозные, моральные, политические, эстетические, правовые, массовые, межличностные, межгрупповые);
  • по регламентированности (официальные и неофициальные);
  • по внутренней социально-психологической структуре (когнитивные, коммуникативные, конативные).

Некоторые из видов социальных отношений включают в себя группы подвидов. Например, официальные и неофициальные отношения могут быть:

  • долгосрочными (друзья или коллеги);
  • кратковременными (случайные знакомые);
  • функциональными (исполнитель и заказчик);
  • постоянными (семья);
  • учебными;
  • субординационными (начальство и подчиненные);
  • причинно-следственными (жертва и преступник).

Применение конкретной классификации зависит от целей и задач исследования, причем для того, чтобы охарактеризовать то или иное явление может использоваться как одна, так и несколько классификаций. Например, для характеристики социальных отношений в коллективе логично будет использовать классификацию, опирающуюся на регламентацию и на внутреннюю социально-психологическую структуру.

Личность в системе социальных отношений

Как уже говорилось выше, конкретный вид социальных отношений рассматривает только одну из сторон личности человека, поэтому, когда требуется получить более полную характеристику, необходимо принимать во внимание систему социальных отношений. Так как эта система находится в основе всех личностных свойств человека, она определяет его цели, мотивацию, направленность его личности. А это дает нам представление об отношении человека к людям, с которыми он общается, к организации, в которой он работает, к политическому и гражданскому строю своей страны, к формам собственности и т.д. Все это дает нам «социологический портрет» личности, но не стоит рассматривать эти установки как какие-то ярлыки, которые общество наклеивает на личность. Эти черты проявляются в действиях, поступках человека, в его интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойствах. Психология здесь неразрывно связана с психологией, поэтому-то анализ психологических свойств личности должен производиться с учетом положения человека в системе социальных отношений. ют.

 
Статьи по теме:
Семинар - это современная форма общения с аудиторией
Александр Капцов Время на чтение: 11 минутА А Как существенно заработать без серьезных вложений, знают опытные организаторы тренингов либо семинаров. Правильный организационный подход и умелое проведение мероприятий приносят хорошую финансовую выгоду. Ка
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
Эмоционально-волевая сфера дошкольника формируется в достаточно короткий промежуток времени. Пройдет всего 6-7 лет и в ребенке созреет самостоятельная, активная личность, внутри образуется стержень психики, который в дальнейшем становится основой характер
Правила дорожного движения для детей дошкольников Правила пдд для детей краткое содержание
С каждым днём всё увеличиваются и увеличиваются потоки транспортных средств на улицах. В такой ситуации родителям важно научить детей правилам дорожного движения (ПДД), потому что ничего не может быть важнее здоровья и жизни ребёнка, его безопасности. Как
Происхождение материи Является ли Сознание продуктом деятельности мозга?
Еще в древности люди ломали себе голову над вопросом, почему и как мог возникнуть язык. Ученые Древней Греции выдвинули две противоположные теории. Согласно первой из них язык возник сам по себе, без сознательного вмешательства человека, в силу действия з