Церковная отлучка. Отлучение от церкви как метод репрессий. Отлучение от церкви. Отлучение, как епитимья

И. В. Шайфулин, магистр богословия, НББС — преподаватель систематического богословия, герменевтики, истории

Из многочисленных текстов Священного Писания следует, что отлучение имеет более серьезные последствия, чем часто принято думать.

Иисус Христос словами «да будет он, как язычник и мытарь» (Мат. 18:17) ясно показал, что любые контакты с отлученным не просто не одобряются, но прямо осуждаются. Иногда можно встретить мнение, что эти слова подразумевают необходимость благовествовать отлученному. На это следует заметить, что прежде отлучения следовали три попытки убедить человека в пагубности его пути. Причем, судя по фактически цитированию Закона (18:16), эти попытки должны были быть аргументированы, а значит, ничего нового в этом благовестии отлученный услышать уже не может. Он был в сообществе верующих, а значит, постоянно слышал наставления, его неоднократно увещевали, когда обличали в грехе, так что новые попытки донести ему Евангелие будут напоминать «метание бисера перед свиньями». С таким человеком Бог теперь будет работать иными способами.

В 1 Кор. 5 идея полной изоляции звучит не менее ярко. Как мы уже отмечали, Павел несколько раз в разных выражениях стремится донести одну ключевую идею — нераскаявшийся грешник должен быть удален из церкви. Чтобы подчеркнуть степень отчужденности такого человека он восклицает: «с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11). На Востоке в древности — где-то это сохраняется и поныне — совместная трапеза значила очень много. В любом доме путник мог найти приют и стол (см. Лук. 10:5-7). Даже врагу не могли отказать в гостеприимстве! Если же кто-то отказывал в радушии, то это означало крайнюю степень враждебности и считалось чем-то из ряда вон выходящим. У христиан в первые годы совместное принятие пищи означало даже больше, чем традиционное дружелюбие, потому что часто заканчивалось тем, что мы сегодня называем вечерей. Таким образом, «есть вместе» означало подтверждение солидарности, глубокого принятия друг друга, символизировало единство веры и жизни. Поэтому Павел и приводит такой пример отстраненности отлученного от единства церкви.

Вполне уместно задаться вопросом о причинах такой жесткости. Почему и Христос, и Павел занимают такую крайнюю, «нечеловеколюбивую» позицию? Тому есть несколько причин:

(1) Удаление грешника из церкви показывает ее решимость в борьбе с грехом. Грех, если его не удалить, будет распространяться как зараза или как закваска (1 Кор. 5:6). Пораженная грехом церковь не сможет праздновать новую жизнь во Христе (5:8), и, в результате, может ожидать Божий суд в отношении не только отдельного грешника, но и в отношении всего сообщества (Отк. 2:16). Грех вне церкви не так опасен, как грех внутри. Вне церкви он может однозначно рассматриваться как нечто враждебное для общины (1 Кор. 5:9-13). Внутри же он может вызывать сочувствие, соучастие, он становится чем-то неотъемлемым и близким, что ведет сначала к привычности, нормативности подобного поведения, а затем и к повторяемости греха другими.

(2) Сохранение отношений с грешником вредит репутации церкви перед обществом. Это нивелирует всё свидетельство и все призывы церкви. Неразборчивая церковь дает повод неверующим оправдывать свое положение, свою безнравственность (1 Кор. 5:1-2). Церковь представляет собой опосредованное через людей действие Иисуса Христа в мире. Отсюда — высокая ответственность за эту посредническую роль, за это представительство. Одним из ярких проявлений этой ответственности служит нравственный стандарт, который демонстрирует обществу церковь. Ярким примером является обличение Павла церкви в Коринфе, когда он указывает, что грех, с которым мирилась церковь, даже для общества является предосудительным.

(3) Отлучение грешника демонстрирует глубину сплоченности церкви. Проблема коринфской церкви была в том, что в ней не было единства, и это проявилось и в том, что грех одного из ее членов никого не взволновал. Все жили сами по себе и даже считали, что у них есть повод для высокомерия (1 Кор. 5:2). Единство церкви должно проявляться также и в одинаковости оценки греха и бескомпромиссности в решении не иметь с этим ничего общего. Именно поэтому Павел пишет о «единстве духа» в принятии решения об отлучении (5:3-4) и о побуждении церкви к решимости совершить суд над грешником (5:9-13).

(4) Отлучая грешника, церковь, на самом деле, только выполняет волю Бога, а не занимается самоуправством. Об этом свидетельствует и Сам Христос, когда говорит о взаимосвязанности решений церкви и решений на небе (Мат. 18:18) , а также и Павел, когда пишет об отлучении «во имя Господа Иисуса Христа» и «силой Господа Иисуса Христа» (1 Кор. 5:4). То есть апостол объявляет, что приговор над согрешившим совершается не по простому желанию церкви, это не некое мщение грешнику, но использование полномочий, данных Главой Церкви. Единство в применении церковной дисциплины приносит для отлучаемого максимальную пользу. Итак, решение принимается на основании авторитета Христа и совестно всей церковью.

(5) Отлучение, как это ни странно звучит, несет надежду для грешника, что он, пройдя через тяжелые испытания, будет восстановлен Богом (1 Кор. 5:5). Церковь, проявляющая снисхождение к грешнику, фактически губит его, не позволяя в полноте осуществиться Божьему суду. Подобное проявление жалости сродни состраданию хирурга, который из нежелания причинять дискомфорт больному откажется выполнять болезненную, но необходимую операцию.

Итак, причины для отлучения весьма серьезны. Каждая из них по отдельности уже достойна того, чтобы следовать этому правилу беспрекословно, а все вместе они составляют незыблемый фундамент церковной дисциплины, как установленного Богом порядка. Однако остался еще один вопрос, требующий окончательных выводов. Какой уровень отношений возможен с отлученным членом церкви? Мы уже говорили выше, что чаще всего в церквях можно наблюдать только несколько общецерковных ограничений, накладываемых на отлученного. И это не препятствует отношениям с отлученным на личном уровне и даже при-влечению его к церковной жизни вне тех сфер, которые прямо связаны с духовными вопросами.

Как уже не раз отмечалось, отлучение подразумевает полный разрыв в отношениях. Причем это означает не-возможность отношений не только по вопросам духовного служения, но и по всем другим, включая даже такие, кажется, безобидные, как сходить в гости. И это справедливо как на уровне всей церкви, так и на уровне каждого члена общины. Причем последнее имеет принципиальное значение, потому что является обязательным условием эффективности вынесенного церковью наказания. Причин этому несколько:

(1) Если кто-то из членов церкви продолжает поддерживать отношения с отлученным, то это разрушает единство церкви. Как мы писали выше, вся церковь «в одном духе» принимает решение об отлучении. Исключение создает опасность возникновения разных «групп» в церкви, по-разному относящимся к тому или иному отлученному, или же вообще равнодушных к подобному эпизоду церковной жизни. Павел же говорит о единстве церкви, как в сокрушении о грехе кого-либо из ее членов (1 Кор. 5:2), так и в радости новой жизни во Христе (5:8).

(2) Сохранение отношений с отлученным создает у него иллюзию своей «нормальности», что ничего страшного с ним не происходит. Он не ощущает своей изоляции, ведь ее, по сути, и нет. Вся сущность отлучения как действия, направленного на приведение грешника в чувство, профанируется, так как он фактически чувствует поддержку своему образу жизни. Слов обличения в таком случае недостаточно, необходимо точное исполнение требований Писания: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11). Грешник без наказания остается тем, кем и был. В связи с этим вполне оправданно выглядит практика, при которой отлученный не допускается даже на общие церковные собрания, малые группы, в воскресную школу для взрослых, то есть в любое сообщество, где собираются верующие. Трезвая и спокойная оценка такой практики позволяет увидеть ее справедливость и направленность на полное послушание библейским указаниям.

(3) Сохранение простых, бытовых отношений с отлученным, даже с наилучшими побуждениями — помочь пережить трудный период, поддержать, утешить — стирает через время границу между отлученным и другими членами церкви. В дальнейшем ни сам отлученный, ни окружающие уже могут и не вспоминать о таком «досадном» факте биографии как отлучение, или же просто исполнить формальный ритуал покаяния только ради восстановления.

(4) Сохраняется грех в среде церкви. С течением времени он перестает вызывать отторжение. Возникает некое чувство «понимания» греха, согласия с ним. Таким образом, происходит постепенное внутреннее разложение церкви, что в результате приведет к потерям уже на уровне всей общины (1 Кор. 5:6-8).

(5) Деление отлученных на категории, с кем можно общаться, а с кем нельзя, приводит к деградации самого института отлучения, к потере доверия к такому наказанию. В Новом Завете нет никаких указаний на подобную практику, отлучение описывается без всяких делений и характеризуется вполне однозначно.

(6) При произвольном исполнении условий отлучения разрушается авторитет Писания как приоритетного источника наставлений во всех областях церковной жизни. Процитированные нами библейские тексты свидетельствуют о глубокой практичности этих наставлений. Библия — не учебник теоретических рас-суждений. Когда мы перестаем воспринимать ее как книгу практических указаний, то в дальнейшем возникают тяжелые последствия. Поэтому лучше, если у нас всегда будет библейская «реакция на ошибку».

Несомненно, приведенные выше рассуждения не отличаются широтой охвата и необходимой глубиной. Как уже говорилось, одной из целей статьи было обозначить те непростые вопросы, которые возникают в связи с обсуждаемой темой. Возможно и для того, чтобы побудить к дискуссии. Церковная практика свидетельствует, что такая дискуссия назрела. И она необходима не просто потому, что может занять место в богословских журналах, а потому, что нам вверена ответственность за церковь: за ее чистоту, ее благополучие, ее верность библейским принципам, ее торжество во Христе.

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

На репродукции: фрагмент стенной росписи "Отлученный от церкви Лев Толстой в аду"

Всем отлученным - милость и благая весть!

Что есть отлучение от церкви, т.е. анафема (выражаясь устаревшим словом)?
Анафема: (греч. АнАфэма) 1). приношение по обету; 2. анафема, заклятое (для Бога), проклятие, отлучение.

Этот термин используется в практике изгнания какого-либо лица из собрания верующих, - из деноминации или общины, как в ортодоксии, так и в протестантизме. Конечно же, данный термин "отлучение" зачастую употребляется лишь в тех деноминациях и общинах, где действует закон "церковного членства", потому что "нечлена церкви" отлучить от общины, деноминации (братства) невозможно. Общины, которые не пользуются практикой "церковного членства", обычно используют практику выдавливания неугодных прихожан посредством негативного отношения, что в своем роде также является негласным отлучением.

Однако эти каноны ничего не упоминают о столичной организации или митрополитических синодах, а лишь выражают реальность того времени, а именно, епархиальную или предполетную организацию. После принятия столичной организации, основанной на 4-м Каноне Первого Вселенского Собора, для соответствующих отцов было естественно ссылаться на «епископское сообщество», то есть на Митрополитский Синод, как апелляционный суд.

К этой реальности относились также отцы Синода Антиохийского и Синода в Сардике. Поэтому такое дополнение, которое не соответствует православной канонической доктрине, не может поэтому иметь канонический характер. Поэтому Священный Синод имеет право применять «для танца мягкий приговор», если он видит акты праведности и покаяния.

Что же Библия - говорит нам об отлучении от церкви и что есть церковь в библейской трактовке?

Об этом сказано не так много. Тема об отлучении с использованием слова "анафема" умещается лишь в двух местах Нового Завета. Итак, вникнем в смысл данных стихов и определим, кто же должен считаться отлученным от церкви?

Согласно Священному Писанию существует три категории подпадающих под термин "отлучение".

В духе этого принципиального положения в законодательстве некоторых местных Православных Церквей указано, что Священный Синод остается органом, уполномоченным повышать или увеличивать наказание за конфискацию и отлучение. Синод Карфагена - в 419 году - приказал, чтобы «епископ, причина, не должен презирать кого-то из причастия». Милас сказал, что «если епископ незаконно отлучает кого-то, тогда другие епископы должны прервать общину с этим, пока танец не хочет быть в общении с тем, кого он незаконно отлучил».

Епископ, который был наказан клеветой, больше не имеет «права пользоваться чести епископов». Милас понимает акт осаждения в тексте Рака 18 Ансира. Более того, в тексте канона 18 Ансира говорится, что епископы, которые не были получены епархией, предназначенной для них, «остаются в пресвитерии, где были старейшины», но «они не лишены достоинства».

"Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема ..(1Кор.16:22)".

Вникнем в суть послания Апостола Павла и увидим, что он хотел нам сказать на тему о церковном отлучении.
Человек вполне может находиться в церковном собрании, считаться "членом церкви", но при этом этом быть отлученным не людьми, но Самим Богом, Его определением. Ведь разве кто кого может отлучить за то, что другой не любит Иисуса, и разве это повод для отлучения? Как же мы узнаем, что таковой, находящийся среди "неотлученных" на самом деле отлучен Богом, т.е. предан анафеме? По его делам конечно же, по поступкам можно будет увидеть отлученных. Таковые без всякого стеснения наполняют христианские собрания, посещая их стабильно, с завидной, как говорится ревностью, исправно платят церковный налог-десятину и на собраниях могут быть даже одеты, как святые, - в скромных и приличных одеяниях. Их не поймали "за руку" при совершении "тяжких" грехов и вроде бы все у них чисто, но, вглядевшись в них и в их жизнь внимательнее, видим, что это вовсе не святые Божьи, но напротив - Его враги. Как враги? Когда вы с таковыми верующими заговорите против греха, станете напоминать заповеди Иисуса, то это может начать их сильно злить, у них на все мгновенно найдутся отговорки, лишь бы не исполнять и не покоряться Слову Божьему. Таковые не ждут Иисуса и если слышат о скором Его пришествии, то отвечают так: - "Да, но.." И вы видите, как эти их многие "но" противятся пришествию Христа, в точности, как этот мир. У них видите ли еще не все родственники спасены, анитихрист еще не пришел в мир, обещанное пробуждение еще не совершилось, да и их кредиты и многие планы и стройки и машины и т.п. не дают в их уме места пришествию Господа. Разве это Божьи дети? Разве они любят Иисуса? О, нет же! Написано:

И это свидетельство остается поучительным о терминологической неточности церковных наказаний. В текстах канонов Православной Церкви мы находим различные случаи наказания. Упоминание некоторых из этих случаев может служить примером нескольких правонарушений и правонарушителей мирян и духовенства, для которых это наказание применялось в Церкви первого христианского тысячелетия, и в то же время выявит некоторые принципиальные принципы, принятые в этом отношении. Например, согласно апостольскому канону 8 - коллекция Клементина - верующие, которые приходят и слушают библейские чтения, но не остаются в молитве и в Святом Причастии, должны быть огорчены, как некоторые, которые противоречат порядку в Церкви.

"И Дух и невеста говорят: прииди ! И слышавший да скажет прииди! (Отк.22:17)"

Искупленная Невеста Господа желает Его скорого пришествия, но церковь-блудница говорит в сердце своем - "Нет, нет и нет! Не приходи, у меня столько еще дел, у меня еще много планов, да и люди не все еще спасены!" Вот это и есть те разбогатевшие, теплые христиане, это те кто действительно отлучен Богом, те, кого Сам Бог предал отлучению, как написано:

Канониста, «разделение» или «отказ», «комьюнионное подозрение в отношении союзников» означает, что мы теперь исключены из Святой Евхаристии в течение определенного времени. Канон 5 Синода Эльвиры предусматривает наказание проклятия грешницы в течение семи лет, а канон 7 Синода Арецского имеет отлучение епископских епископов.

Монахи и миряне, которые отошли от общения со своим епископом, «совершенно оскорблены в Церкви, пока не отвязав раскольников, они вернутся к своему епископу». Из текстов некоторых канонов существуют также некоторые положения о принципе наказания отлучения. Например, согласно апостольскому канону 10 и 2 Антиохии, тот, кто молится вместе с отлученным, должен быть осквернен. Клирик или непрофессионал, который оскверняется, если он отправляется в другую епархию, и его получают без рекомендательных писем, чтобы огорчить того, кто его получил, и отлученного для продления страдания.

"И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды "; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Отк.3:14-17)"

Основываясь на расположении некоторых канонов, тот, кто был отлучен от своего епископа, не может быть получен другим епископом, пока наказание не будет отменено правыми форумами. Миласа - отметим, что он наказан проклятием. Отказывается идти в епархию, для которой он был рукоположен.

Получать в своем епархиальном духовенстве или преданном миряне, поступающем из других епархий. Получает духовенство, которое, вопреки воле своего епископа, покинуло епархию. Он не хочет давать бедному духовенству нужды. Ордэйнес, как его потомк, родственник.

Вот это и есть истинное отлучение, о котором сказал Апостол - "..кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема.." , это когда Сам Бог извергает ((греч. - эмЭсэ) извергать, изрыгать, выплевывать). Из этого приведенного вначале стиха мы видим, что к общепринятой практике отлучения от церкви смысл данного стиха не подходит, потому что за нелюбовь к Иисусу отлучать не принято. Может тогда подойдет другой стих из послания Павла к Галатам, и мы убедимся в том, что все же правильно делают те, кто отлучают многие и многие души от своих собраний?

Смешайте дела другой епархии, без комиссии компетентного епископа. Он достиг достоинства духовенства через деньги. Виновен, потому что люди не хотят получать канонического епископа. Играйте в азартные игры или напивайтесь. Пройдите в цирк. По умолчанию для высшего священнослужителя.

Он издевается над калекой, хромой, глухой или слепой. Он идет от Церкви к освященным судам, чтобы использовать их дома. Он переезжает в другие Церкви, и, будучи вызванным, он не возвращается в Церковь, для которой он был рукоположен. Он молится с отлученными от церкви.

"Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал.1:6-9)".

Уничтожить епископа или стать раскольническим. Убить кого-нибудь. Сообщение воскресенье или суббота. Мы по умолчанию руководствуемся штатами или губернаторами. Невеста или монах, который не подчиняется своему епископу, то есть он не подчиняется каноническому.

Он берет только Святое Освещение, будучи епископом, пресвитером или дьяконом. Проповедовать публично без проповеди епископа. Общайтесь с клириком, который литургирует или крестит в частных часовенках без проповеди епископа. Он воздерживается от свадьбы, мяса и вина, потому что считает это греховным.

Итак, смысл стихов ясен как день, - в первую очередь служителям в собраниях необходимо увидеть, распознать и изолиравать от общества христиан тех людей, кто несет в церковные собрания лжеучения, т.е. учения идущие вразрез с тем, чему учили нас Апостолы Иисуса Христа. Лжеучители с их лжеучениями встречаются не часто, в основном приходя в церкви извне и служителям с ними не так уж трудно бороться. Но, к этому разряду лжеучений могут относиться не только явные ереси, но также церковные предания не согласующиеся с библейским учением, и различные человеческие правила поведения-законы, установленные в общинах и, опять же, не имеющие библейского основания.

Женщина, которая вышла замуж за брата своего мужа и не отделялась от него. Монах, который проигнорировал канонические нормы Церкви. Монахи и монахи, которые после голосования выходят замуж. Согласно православной канонической доктрине, также караются следующие отступления и оскорбления духовенства.

Пренебрежение или несоблюдение канонических условий, требуемых кандидатами на рукоположение. Отказ духовенства держать свою паству доверен на рукоположение. Такой священнослужитель также наказывается «исключением из службы» и отправлением для консервирования в монастырь. Епископ также будет наказан бедствием, которое получит такой священнослужитель в своей епархии. Следует также иметь в виду, что передача не предоставляется - канонами - в качестве наказания, а, наоборот, запрещает ее. Исключительный случай предусмотрен для канонов только для епископов, и только тогда, когда это будет принято Советом по благословенным причинам.

Есть еще один важный стих о тех, кто непременно должен быть изолирован от общества христиан:

"Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас (1Кор.5:11)".

Канон 15 Первого Вселенского Собора установил канонический принцип, согласно которому епископу, старшему или дьякону запрещается «переезжать из города в город». Следуя этому каноническому порядку, Отцы Синода Сардики категорически запретили «прохождение» или «вторжение» епископа «из маленькой крепости в другой город», потому что «некоторые из них освещались с увлеченным лицом жадности, и они служили трюфелю больше, чтобы, похоже, получить больший контроль». Выход из прихода или епархии, для которой он предназначался и управлял Мистериями и Иерархами в другом приходе без ведома компетентной церковной власти.

Прихожанин какой-либо церкви, не желающий меняться и каяться в грехах также попадает в разряд отлученных, т.е. тех, кто сами себя отлучают от церкви Божьей, от любви Божьей. Приведу пример подобного изолирования. В одну общину повадилась ходить молодая сатанистка, но не с целью найти Господа и освободиться от пут дьявола, а с заданием от бесов. Эта сатанистка некоторое время притворялась верующей, а потом вскрылось, что она пыталась совращать реабилитантов - бывших наркозависимых. Звала их пить алкоголь и ходить "по девочкам" - ее подругам. Когда пастор-служитель увидел и услышал о таких ее делах, то немедленно запретил ей приходить в собрания, тем самым заградив ей доступ к неутвержденным в вере реабилитантам. Это и есть пример истинного отлучения от собрания верующих, по слову: "извергните развращенного из среды вас".

Пренебрежение обязанностью учить верующих правильной вере. В случае рецидива соответствующие каноны обеспечивают обезлесение. Не разделяя Божественную литургию, не говоря о причине, по которой они не разделяют. Причащение на уровне молитвы с ересью. Наложение платы за любую религиозную службу. Для случая рецидивизма он предусмотрен для захвата. Тот, кто был взят «даром ложного свидетельства и осмелится совершить Литургию, такую, как та, которая отбросит всех и в Безерику Христа».

Жертва священных предметов. Нарушение законных прав подчиненных, которые могут пойти - в случае рецидива - к обезлесению. Кража церковных товаров, в случае рецидива, наказывается обезлесением. Развод введен по соображениям благочестия. Посетите скандальные стороны партий.

Итак, видим, что в соответствии со Словом Божьим лишь эти три категории людей: нелюбящие Иисуса Христа, также лжеучители и сознательно грешащие должны быть изолированы от общества христиан. Но, какую картину в практике "церковных отлучений" мы видим на сегодняшний день? Тысячи и десятки тысяч верующих изгнаны из церковных собраний, но за что? К ним приклеены ярлыки "отлученный", или даже - "отлученный до пришествия", хотя большинство из этих людей не попадают в ни в одну из этих категорий для отлучения, ведь они любят Господа Иисуса, они не лжеучители несущие ереси, также, они не желали жить в сознательных грехах. Что же тогда происходит и что же это все значит, и откуда берется такая практика и такое поведение самих отлучающих, берущих на себя право предавать "анафеме" не по-Библии?

По отлучению от наказания католики понимают исключение санкционированного «общения верующих и лишения, полного или частичного» духовных товаров, находящихся в распоряжении Церкви. Он отличает главное отлучение, «которое лишает какого-либо церковного общения», и второстепенное отлучение, «которое лишает только некоторых духовных благ». В Римско-католической церкви были две формы отлучения - майор и несовершеннолетний. Значительное отлучение не имеет христианина всех его связей с Церковью. Он доведен до знания Церкви формально.

Если это сопровождается особой торжественностью, возникает характер анафемы. Таким образом, эффект отлучения состоит в «лишении христианско-римско-католической церкви, участия в Тейне, публичных молитвах, добрых делах, почести, которые она дает верующим после их смерти». Согласно старому римско-католическому каноническому праву, любые отношения с отлученным отцом священнослужителем в богословии в гуманизме были запрещены. Согласно этой процедуре, 12 священников помогают епископу с факсимильной связью в руке, которую он бросает на землю после анафематизации виновных, в то время как звонок называется.

На память приходит случай упомянутый Апостолом Иоанном:

"Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами , и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви (3Иоан.1:9-10)".

По этому поводу епископ заявляет: Он отделяет себя и отходит от общения Церкви и от участия в Тела и Кровь Христа и дает власть сатане унизить и наказывать его в своем теле, чтобы он признать ошибки и совершить покаяние, его душа может быть спасена в день пришествия Господа. Тот же канонический кодекс Римско-католической церкви резервирует отлучение от посланников Апостольского Престола.

Для некоторых римско-католических богословов наказание за диффамацию идентично «повешению» и «зависанию» с «деформированием». Для этих богословов «то, что отличается от приостановки, - это продолжительность осаждения, которая по своей природе вечна». Эти наказания были применены для необоснованного отсутствия Синода или ухода из Синода, нарушения решений Синодаля, неканонических постановлений и т.д.

Оказывается, изгоняющие из церкви и отлучающие верующих от собрания христиан могут и сами быть врагами Господа? Несомненно, с чем и сталкивались Апостолы уже в первый век христианской эры. Как это может происходить? Пастор может совратиться или обольститься и начать преследовать свои собственные цели, или же власть в общине может быть хитро и подло захвачена "волками в овечьих шкурах". Это не так уж труднодоступно для понимания, вот тому наглядный библейский пример:

Римско-католическая судебная практика также имеет другую форму наказания, называемую «пресечением», которая напоминает ее аппликативный контент с отстранением и отлучением. Для католиков запрет является «церковным наказанием, которое приостанавливает духовенство от их функций и лишает верующих использования тайн, богослужения и церковной могилы». Римско-католические канонисты говорят, что «наказание тех, кто нарушает запрет, заключается в отлучении», потому что «запрет лишает того, кто виноват в даре Таинств и Иерусалима, а также других духовных благ».

"Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада ; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян.20:29-30)".

Зачем вкравшиеся в общины "волки" используют практику отлучения для говорящих правду и желающих жить по правде? Чтобы ревновали по ним: - любили их, угождали им, чтобы служили им, а не истине, не Богу.

И каноническое законодательство Православной Церкви может определять наказание как запрет. Как было сказано выше, католики говорят, что «первые отряды мертвого судьи». Вот почему папу нельзя отлучить, кроме как в случае ереси. Любое отлучение, которое является публичным, «зарезервировано для Папы».

Как известно, римские католики приписывают святому Исидору Севильи несколько Декреталей, которые объявляют Папское Примате. Поэтому суверенный понтифик, как преемник святого Петра на Римском дворе, имеет во Вселенской Церкви первенство не только чести и главной чести, но и полной и высшей власти и юрисдикции. Римско-католический канонист в конце прошлого века - догма католической веры.

"Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них (Гал.4:17)".

Итак, как видим из Библии, не везде, не во всех общинах и деноминациях у власти стоят верные Господу руководители. Многие из современных служителей церкви уже сами подпали под все три категории отлучения, однако народ свято верит им и слепо идет к пропасти вечного отлучения Самим Богом, потому что многие обольстились и оставили уже любовь к Господу, избрав для себя свои цели и свои пути. Многие видят нечестие своих нынешних руководителей, но продолжают идти за ними, потому что одни обмануты страхом, другие обольщены многими привилегиями. Вот яркий пример на фарисеях того, как можно легко закрывать глаза на истину:

"Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги , ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию (Иоан.12:42-43)".

В чем же сила этого глобального обмана, которым так успешно правят лжепастыри? Конечно же, - это "билет в спасение", закрывающий многим глаза на правду. - "Что же за билет такой?" - спросите вы. Этот "билет" есть членство в церкви. Этот билет есть миф, выдумка и сила обмана сатаны. - "А разве понятие "членство в церкви" не соответствует Библии? Конечно же нет! Поищите в Библии и постарайтесь найти хотя бы один стих утверждающий эту доктрину. Эта доктрина "членства" и есть тот молот, которым сатана уже многие столетия разбивает сердца невинных и поражает истинных детей Божьих руками лжепастырей. Достаточно нечестивому пастору или же епископу погрозить "билетиком" членства и боязливая овца, глядишь, присмиреет, пойдет на все необходимые условия для поддержания внутреннего церковного "порядка". Тогда все легко смогут собраться и пойти сжигать на костре суда человеческого этих "еретиков", упрямых и непокорных нашим преданиям и понятиям.

На репродукции: сожжение на костре чешского проповедника Яна Гуса

Что такое церковь? По Библии - церковь это тело Иисуса Христа.

"Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания..(Еф.4:4)"

"Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1Кор.10:16-17)".

Насчет "церковного членства" подробнее. Неужели где-то в Библии сказано, что церковь, тело Христа - это деноминация, или какая-либо община с новым или старым названием? Истинная Церковь - это все истинно верующие в Иисуса Христа, всех времен и народов, из различных собраний и деноминаций. Неужели кто-то с этим поспорит? И в соответствии со Словом Божьим, никакая церковная организация не вправе вводить в свою практику закон о членстве прихожан. Это глупо и безрассудно. Почему? Ответ прост. Как принимают "в члены"? Походил, посмотрели на тебя и предложили вступить в члены братства. Зачем? Неужели и так нельзя верить в Иисуса? Нельзя, ведь тебя хотят поработить, чтобы ты ревновал уже по ним, а не по Богу. Кто бы там в общине к власти не пришел, будешь обязан исполнять, пусть даже нелепые правила и говорить то, что тебе скажут, даже если это идет вразрез со Священным Писанием . Будешь обязан платить церковный налог-десятину, ведь не даром же тебя там "обслуживают". Защищает ли "членство" от падения в грех? Нет, не защищает. В чем же тогда привилегия перед теми верующими, которые просто, без членства, собираются, чтобы славить Господа? Защитит ли "членство" от врагов Господа? Нет. Придут под видом "овец" и заявят о вступлении в члены. Их примут и будут такие потихоньку вредить. Спасет ли "членство" от ада? Надеющийся на принадлежность к деноминации уже в списках ада, нет такому надежды, т.к. оставил упование на спасение от Спасителя Господа Иисуса. Самое распространенное явление, когда "члены церкви" стабильно грешат, но совесть их убаюкана ложью спасения через членство и потому нет им покаяния. По моему мнению, самые глубины ада наполнены надеявшимися на свое церковное членство.

Итак, многие христиане "отлучены" от своих общин, если смотреть в соответствии с Писанием, - незаконно. Многих отлучили за нарушение установленных правил, грехом по Библии никак не являющихся. Да и не специально такие нарушали эти их правила и так было у многих. В некоторых общинах любят твердить - "Наши правила! Наши правила!" Что же об этом говорит Слово Божье? У пророка сказано:

"И говорил Я сыновьям их в пустыне: не ходите по правилам отцов ваших, и не соблюдайте установлений их , и не оскверняйте себя идолами их. Я Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте, и Мои уставы соблюдайте, и исполняйте их (Иез.20:18)".

Вот, это и есть наглядный пример того, как Бог относился к правилам и преданиям человеческим как во времена Старого Завета, так и во времена Нового Завета. Его абсолютно не интересуют правила и установленные в общинах порядки, Его интересует только одно - как относятся к Его заповедям, потому что Он Бог и Законодатель. Его заповедей вполне хватает на то, чтобы в церквах был порядок, но люди не унимаются и придумывают все новые правила, как написано:

"связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их " (Матф.23:4).

Например, в одном пятидесятническом братстве есть правило о разнице в возрасте для желающих вступить в брак, эта разница лимитируется максимум десятью годами. Если, например, у двух душ пожелавших заключить брачный союз разница в возрасте будет одиннадцать и более лет, то им не позволят пожениться. Если же они полюбили друг друга и уверены, что их союз от Бога, то таких просто выгонят и опозорят, навесив свои ярлыки, позорящие имена. С такими нельзя уже будет общаться, ходить к ним в гости и даже вместе работать. Нарушающих и это правило также отлучат за общение с отлученными и навесят позорные ярлыки соответственно. Однажды, в одной из таких общин, когда молодые с "разницей в возрасте" не сдавались в своих чувствах, но и не хотели уходить из общины, желая законного заключения своего брака, ответственный над ними служитель пришел в ярость, крича: - "Если будете еще об этом говорить, то будет вам не женитьба, но отлучка! Пойдете на отлучку!" Скажите, разве это по-Библии? Разве это истина во Христе? Впрочем, в той общине не всегда поступали так жестко в соответствии со своими канонами и не всех с "разницей" отлучали, были там и исключения, но только для "своих", - денежных и знатных. Бывает так, что изгоняют за падение в блуд, или в блуд до брака. Но разве у Бога нет милости к кающимся и пришедшим с исповеданием? Почему их отлучают, если эти души не желают жить дальше в сознательных грехах? Верующих, единократно согрешивших подвергают огласке и позору, но не говорят им, что Христос ждет их, желая простить и убелить, омыв Своей святой Кровью! Почему все это происходит? Почему верующих, бывших наркоманов отлучают за падение в старый грех, когда им просто нужна повторная реабилитация?
Часто изгоняют не только за грехи, но также и за несогласие с мнением "старших братьев".
К кому теперь идти душе, любящей Господа, желающей жить в Его истине, но отверженной людьми, преданной на изгнание от верующих? Душа такого изнывает и плачет, говоря - "Я отлучена, я отлучена, никому не нужная, верующие меня больше не принимают, ненавидят меня.." Скажу такой вместе со Святым Духом: "Радуйся душа, есть тебе надежда!" Вот тебе ответ из Библии:

"Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8:35-38)".

Радуйтесь, отлученные от деноминаций за то, что вы говорили правду и истину! Этот стих о вас:

"Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Матф.5:10)".

Не стыдитесь изгнанные за свое мнение, не согласное со старшими в титулах! Этот стих о вас:

"Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1Кор.11:19)".

Пусть даже вы изгнаны за грех, в который вы впали, но ведь вы же покаялись у ног Господа нашего Иисуса Христа и для вас есть надежда и открыта дверь спасения! Хотя и не существует у вас более этого бесполезного "билета" церковного членства, ваша надежда - это любовь Божья, от которой вас никто и никогда не отлучит, как бы враг душ человеческих ни ухищрялся! О, лишь бы вы сами не отлучили себя от Божьей любви, поверив лжи дьявола говорящего в вашем уме "Отлучен, отлучен!". Лишь тот, кто сам отлучил себя от Божьей любви пребывает в анафеме. В анафеме тот, кто говорит в сердце своем: "Не скоро придет Господин мой, я буду есть и пить с грешниками этого мира, и никто и ничто мне не сделает, потому что далеко, далеко пришествие Его и не увижу я горести, не увижу я бед!"

Отлучение - это когда вы говорите в сердце своем - "Радость, но без Бога, мир, но без Бога, праведность - моя праведность, без Крови Христа". Отлученный от церкви - это тот, кто называясь братом или сестрой лжет на имя Божье, говоря, что Бог такой, когда Он не такой. Наш Бог - библейский Бог, Он не есть Бог деноминационных правил!

Отлученные! Это послание к вам от Святого Духа, данное через пророчество. Господь повелел, а я, слуга Господа, его предал, и сделал то, что должен был сделать.
Итак, одно из значений слова "анафема" - это проклятие. Отлученные, вы больше не отлученные! Не бойтесь, Иисус снимает с вас все проклятия человеческие.
Читающие, передайте это послание всем бывшим отлученным и скажите им так: Иисус любит вас и ждет вас в Свое общение во Святом Духе. Он на Небе уже все приготовил, все готово для вечного пира с Агнцем Божьим! Идите к Иисусу и если есть на вас какая вина по Слову Божьему, то Бог видит ваше покаяние и принимает вас в Свое общение. Аминь.

Аdmin(copyleft)
copyleft - права на распространение без указания источника(ссылки), но не позволяющие производить смысловую обработку текста этой статьи.

ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ, экскоммуникация, анафема, форма церковного наказания, в результате которого член церкви временно исключается из церковного общества и лишается некоторых прав, привилегий и духовных благ. В древней церкви анафеме подвергались грешники, прежде всего еретики. В Средние века епископы время от времени отлучали друг друга, однако в основном это наказание распространялось на тех, кто находился под юрисдикцией самого архиерея. К числу самых знаменитых отлучений, имевших важные исторические последствия, относятся отлучение папой Римским патриарха Михаила Керулария (1054), императора Генриха IV (1076) и короля Генриха VIII Английского (1533).

В настоящее время Римско-католическая церковь опирается на законы об отлучениях, сформулированные в Кодексе канонического права (1918). В них различаются vitandi (тех, кого следует избегать) и tolerati (тех, кого можно терпеть). К vitandi причисляются те, кого Св. Престол отлучил индивидуально, публично и с ясной декларацией того, что их следует избегать, или те, кто поднял руку на самого папу; все прочие отлученные считаются tolerati. Отлученные обеих категорий лишаются права участвовать в церковных службах, а первые и присутствовать на них: если vitandus появится на богослужении, он должен быть изгнан либо богослужение должно быть прекращено. Все отлученные лишаются права причащаться и совершать таинства; они не могут занимать церковные должности, получать индульгенции, участвовать в выборах епископов или в богослужениях. Отлучению подвергают только за серьезные преступления, и снимается отлучение только обладающим соответствующими полномочиями архиереем через отпущение грехов, на которое раскаявшийся отлученный сохраняет право.

Однажды Апостол Павел сказал:


(Евр 10:25).

В связи с этим нужно сказать, Апостолы учили, что всё, что они говорили нужно выполнять. В целом, это касается тех моментов, которые считаются приоритетными в служении Богу. А быть в собрании или прибывать в нём, это есть один из приоритетных моментов в служении! Поэтому, давайте поговорим об оставлении собрания некоторыми христианами.


(2 Фес 2:15).

2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
(1 Кор 11:2).


(2 Фес 3:6).

Как мы можем увидеть из вышесказанных стихов, Апостолы оставили нам учение которым мы должны руководствоваться, в принятии отлучения (исключения, изгнания) христиан из церкви. Они говорят нам, что всё что они написали – это руководство к действию.

Причины отлучения от церкви не могут быть различны, так как по любому поводу христианина нельзя исключить из собрания верующих, так как это будет произволом и анархией, которые разрушат церковь изнутри. Единственная причина, по которой церковь может исключить брата или сестру (или группу верующих) из своей среды – это их Грех!

8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.
9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.
10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.
(3 Ин 1:8-10).

11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
(1 Кор 5:11-13).

А может ли считаться грехом то, что человек перестаёт ходить в собрание? Перестаёт общаться с братьями и сёстрами, не присутствует на Богослужении в воскресный день, не принимает Вечерю Господню, и не делает многое из того, что с этим связано (с посещением Церкви). Может ли это являться грехом? Кто-то может сказать, что это вопрос риторический, и причин по которым христианин не может посещать собрание, всегда много. Но тем нимение, здесь мы обсудим не раскол собрания, на правых и левых, а просто покидание собрания отдельными христианами, и является ли это грехом с точки зрения Библии? И как следствие, можно ли от таких христиан отдаляться?

Что есть Грех?

Грех – означает промах. Это также может означать – сбиться с правильного пути или свернуть не туда! В Новом Завете, согрешить – это значит отойти от Божьего закона, или преступить Его заповеди! Библия говорит, что грех – есть беззаконие, и обычно, это слово, так и переводится в Новом Завете. Соответственно, приступать учение Христа, является грехом.

4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
(1 Ин 3:4).

23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
(Мф 7:23).

19 Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые.
(Рим 6:19).

17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
(Евр 10:17).

14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
(Тит 2:14).

9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
(2 Ин 1:9).

«Всякая неправда есть грех» , это значит беззаконие, то-есть, отвержения Божьей заповеди в угоду своим желаниям или чувствам.

Человек впадает в грех тогда, когда он ведомый своими желаниями, чувствами, страстями, подпадает под действие Сатаны и сознательно поддаётся им.

14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
(Иак 1:14-15).

Если человек соглашается с чем-то плохим, это грех, даже если при этом, он ничего дурного не делает (в действии). Соответственно, все грехи имеют своё начало в человеческом сердце!

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
(Мф 5:28).

15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
(1 Ин 3:15).

18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления –
20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека.
(Мф 15:18-20).

Человек может узнать, что он согрешил, когда он делает то, что Бог не разрешал делать. Или когда человек не способен сделать то, что Бог требует от него!

Отдаляться или нет?

Итак, мы посмотрели, что является грехом. Им является, кроме всего прочего, и отступление от Божьих заповедей. Таким образом, нарушают ли христиане Закон Бога, и можно ли по этому, от них отдалиться?

Если заповеди Бога даны через пророков, то их нужно соблюдать всем без исключения христианам. А они говорят нам, что не стоит оставлять нам, нашего собрания, а напротив – всегда пребывать в нём:

15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
(2 Фес 2:15).

25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
(Евр 10:25).

Посудите сами, можно ли спастись вне собрания? Может ли христианин называться христианином, если он не посещает собрание, если он покинул его, и не желает в него возвращаться?

Как вам кажется, тот кто не ходит в собрание, имеет любовь к братьям и сёстрам? Имеет ли такой христианин любовь к Господу? Иисус как-то сказал:

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
(Ин 14:15; 23).

Апостол Иоанн говорит подобное:

2 Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
(1 Ин 5:2-3).

Апостол Павел в свою очередь подтверждает, что то, что он писал христианам первого века, всё это заповеди Божие:

37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
(1 Кор 14:37-38).

Все эти встречи, на собрании, важны для нас с вами. Мы не должны и не можем пропускать, хотя бы одного собрание церкви без уважительной причины. Ведь на собрании мы молимся, принимаем Вечёрю Господню, поём Богу песни, собираем пожертвования, наставляемся, узнаём что-то новое, общаемся, поддерживаем друг-друга. Как же может настоящий христианин обойтись без всего этого?

Разумеется, Бог не требует от человека сверх его сил, Он ожидает от нас лишь того, на что мы способны здесь и сейчас. Но идея о том, что христианин свободен посещать церковь когда ему вздумается, или вообще её не посещать – является греховной!

Поэтому, слова Павла о том что христианину не нужно оставлять собрание своего [Евр 10:25], актуальны и по сей день, пока земля ещё вертится, и пока ещё можно говорить ныне [Евр 3:13]! Тем более, что Павел во 2 Послании к Фессалоникийцам говорит:

6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас.
(2 Фес 3:6).

Бесчинством – можно назвать и то, что человек ставит своё мнение, выше мнения Бога. В своём роде бесчинство, это тоже беззаконие, а если это беззаконие – это грех! А если это грех, то мы должны удаляться от таких христиан! Получается замкнутый круг, тот кто грешит – должен быть удалён из собрания.

Ниже, приведены места для размышления, в них говориться о явном грехе, сильном грехе, таким как – блуд, нечистота, кражи, злословия, и т.д., но разве только такие большие грехи имеют место на наказание, а маленькие нет? Да и что можно считать маленьким грехом? Если христианин занимается проституцией это плохо, а если тунеядствует, то-есть, не работает, но может при этом работать, это нормально? При перечислении грехов в Библии, в разных посланиях, нет греха «уход из собрания», но разве он там не подразумевается, или не подразумевается в других местах Библии, где говорится о больших и маленьких – проступках людей?

21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
(Мф 25:21).

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
(Лк 16:10).

3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
(1 Кор 5:3-5).

5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
(1 Тим 6:5).

14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
(2 Фес 3:14-15).

5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
(2 Тим 3:5).

15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
16 чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
(Евр 12:15-16).

17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
(Мф 18:17).

17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них.
(Рим 16:17).

Основываясь на приведённых выше отрывках, удалять или отлучать христиан из церкви нужно, и даже должно, если они не посещают собрания своего по уважительной причине, например; по болезни, работе, учёбе.

Но, это должно происходить с любовью и назиданием к удаляемым братьям и сёстрам. А также, если возможно, не доводить до этого, а вразумлением возвращать братьев и сестёр в собрание, об этом тоже нужно помнить!

14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
(1 Фес 5:14).

30.06.2011

Церковь — единственная в мире военная организация, которая добивает своих раненых.
Из нехристианских высказываний…

Не так давно я стал свидетелем душераздирающей истории. Жил-был один брат. Жил не в России, а в одной европейской стране, ввозил в СССР Библии и прочую христианскую литературу. Разумеется, ввозил нелегально. Привык жить на нерве, на адреналине. Но однажды попался и стал в СССР персоной нон грата. Разумеется, западные партнеры и миссии утратили к нему интерес. Жизнь стала пресной и скучной. И вот на привычке к адреналину и острым ощущениям сыграл сатана. Брат решил получить свою дозу острых ощущений, влюбившись в юную даму и оставив собственную семью. Грех, есть грех. Жизнь покатилась кувырком. Запоздалое раскаянье ничего не изменило. Жена с детьми так и не смогли простить блудного мужа и отца. Церковь в покаяние не поверила. Брата отлучили. Помыкавшись туда и сюда, он нашел приют только у той самой неверующей дамы. Прошли годы. Давно уже нет СССР… И вот однажды один из пожилых российских братьев вспомнил о таком миссионере и возжелал узнать его судьбу. Сказано-сделано. Сегодня найти человека в Европе не проблема. Знакомые знакомых вывели на нужный номер телефона. Старые приятели обменялись приветствиями… И вдруг пожилой европеец зарыдал как ребенок. Сквозь слезы он произнес: «Представляешь брат, за 25 лет ты первый из верующих, кто мне позвонил».

Я намеренно изменил некоторые детали этой истории, чтобы сделать ее менее узнаваемой, потому что герои ее живы и здравствуют… Но суть передана верно: за много лет никто из верующих не удосужился поинтересоваться судьбой оступившегося брата… Человек трижды покаялся в грехе, сам уж многократно наказан Господом, сам не рад своей судьбе… Но нам все мало! Мы будем демонстративно не замечать его, а при встрече будем переходить на другую сторону улицы…

История душераздирающая. Я вдруг подумал, что те, кто без конца вещает о «безграничной милости и любви Господней», почему-то вдруг оказываются страшно брезгливы к своим же братьям. Да что там брезгливы… Порой убийственно равнодушны и жестоки…

К отлучению у нас, к сожалению, относятся весьма и весьма неуклюже. Церковная дисциплина у нас зачастую организована не лучше, чем телодвижения слона в посудной лавке. За неполные 20 лет своего христианства я лично знаю не менее десятка навсегда сломанных человеческих жизней. Сломанных не столько грехом, сколько неумелым лечением — неправильным отлучением. Даже для такого жестокого человека как я, десяток сломанных судеб — это многовато. А пожилые верующие все подкидывают и подкидывают соответствующие истории.

Писание говорит об отлучении от Церкви. Но никому из Апостолов Христовых и в страшном сне не могли присниться наши изобретения противные духу Нового Завета.

Вот только четыре из них:

Отлучение, имеющее целью припугнуть других.

Чтобы другим неповадно было… Бей своих, чтоб чужие боялись…

Эти мирские максимы почему-то вдруг становятся христианскими девизами.

Я был свидетелем (и горячим оппонентом беспределу) отлучения от церкви пожилой женщины за то, что ее взрослая дочь-христианка (член другой церкви), собираясь выйти замуж за юношу-христианина, позволила своему жениху до свадьбы совершить… жутко сказать… МАССАЖ ЗАТЕКШЕЙ СТОПЫ!

Когда я спрашивал пастора, не обалдел ли он часом, принимая такое решение, мне было указано на тлетворный пример, который сии жених и невеста подали молодежи…

Но поскольку жених и невеста не находились «в юрисдикции» того пастора, то отлучить пришлось будущую тещу незадачливо-развратного жениха.

Отлучение, как мера улучшения церковной репутации.

Я помню, как отлучили от Церкви девушку, ставшую жертвой сексуального насилия. Она забеременела, и, чтобы «не повредить репутации Церкви» (или как принято выражаться на религиозном новоязе — не допустить поношения на Церковь) ее отлучили. Да, может быть, она была и в чем-то виновата (осталась наедине не с тем парнем). Но жестокость и непропорциональность наказания просто поражает.

Невдомек таким деятелям, что церковная репутация будет навсегда погублена именно подобными решениями.

За евангельскими церквами в России и так закрепились обвинения в тоталитарном сектанстве (по большей части, к счастью, ложные). А подобные «радения о чистоте» только укрепляют стереотипы, навязанные людям безбожной пропагандой.

В подобных фарисейских церквах лучше искалечат судьбу человека, но формально останутся чисты. Совсем, как фарисеи, которые не постыдились нанять лжесвидетелей против Христа, отправили Сына Божия на муки и смерть, но при этом постеснялись войти во двор к Пилату:

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться , но чтобы [можно было] есть пасху. (Иоан.18:28)

Какое жуткое лицемерие!

Отлучение, как сведение личных счетов.

Когда церковная дисциплина превращается в средство манипулирования людьми. Методика, кстати, проста: ведь практически любого человека можно вывести из себя, если знать его болевые точки. Можно спровоцировать брата или сестру на неадекватное поведение, а потом отлучить за отсутствие смирения.

Я знал случай, когда двух братьев даже отлучили с формулировкой: «за волшебство». Я поначалу ужаснулся, ибо представил, как братья под покровом ночи на перекрестке в полнолуние смешивают порошок из сушеного хвоста дохлой черной кошки с жабьей слизью…

Но все оказалось гораздо прозаичней. Дьякон церкви дал им какое-то малозначительное поручение, а те отказались его исполнить, сославшись на занятость.

Ну, собственно и вся магия… А при чем тут магия? — спросите вы… Ну как же! Написано же: «ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство…»(1Цар.15:23)

Отлучение, как епитимья.

Самый частый случай. Человек согрешил, покаялся, но его все равно отлучают, вопрошая: как же мы не накажем грех?

Не так давно я получил письмо с вопросом о брате, который ушел в запой, причем в его жизни это был уже не первый случай. Брат нисколько себя не оправдывает, изо всех сил пытается бороться с грехом. Но мой дорогой собеседник вопрошал: неужели этот брат не должен предстать перед членским собранием с покаянием и дать возможность церкви решать вопрос о возможном наказании?

Писание учит с согрешающим братом поступать милостиво, гнушаясь не братом, но грехом! (см. миф о спасении страхом).

Апостол Павел недвусмысленно говорит о человеке, который стал жертвой греха.

Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. (Гал.6:1)

Такового надобно не наказывать, а лечить. (Греческое слово тут означает буквально: чинить, восстанавливать, вновь приводить в порядок).

В Библии нет такого понятия, как епитимья для верующих. Это греческое слово встречается один раз во 2 послании к коринфянам (2:6) и применяется скорее к неверующему, который в результате отлучения покаялся и стал истинным братом во Христе (об этом подробнее в конце статьи)…

Человек борется с грехом, получает раны, но всякий раз кается, встает и идет вперед. За что же отлучать такого?

Ведь, если быть честным, каждого из нас можно отлучить за то, что грех присутствует в нашей жизни ежедневно. Мы не сразу побеждаем злоречие, не всегда в силах сразу расстаться со своими идолами, мы не в состоянии бываем быстро и навсегда победить сварливость, цинизм, сплетни, осуждение и т.д. и т.п.

Но к себе мы милостивы.

— Это же не грубые грехи! — восклицаем мы…

Как знать? Как знать? Быть может для Господа злоречие гораздо хуже пьянства…

Но Господь по-прежнему возится с нами, как с неразумными детьми, так почему же у нас не хватает терпения и любви к согрешающим. Почему мы спешим отмежеваться от них, как бы боясь бросить тень на свою репутацию?

В «Сокровенном дневнике Адриана Пласса» есть полный подлинного драматизма эпизод:

Сегодня на работе был один странный момент. Ко мне подошёл Гландер и с язвительной усмешечкой произнёс:

— Знаешь, этот твой чокнутый приятель — ну, он ещё был на вечеринке! — Тинн, что ли?

— Ну? — удивлённо спросил я.

— Так вот, — продолжал Гландер, — один мой знакомый не так давно видел, как пара молодцов в тёмно-синей форме соскабливали твоего благочестивого Тина с мостовой возле пивного бара на углу его улицы — и причём, далеко не в лучшем виде. Вот я подумал: если уж вы с ним такие друзья и если уж ему полагается быть гордостью и радостью этого вашего Иисуса, то тебе, наверное, было бы полезно об этом узнать!

На одну чёрную, страшную секунду мне захотелось сказать, что мы с Тинном не такие уж близкие друзья и что остальные люди в церкви ведут себя совсем иначе, но тут мне показалось, что как раз сейчас все они — и Энн, и Джеральд, и Китти, и Леонард, и Иисус — затаив дыхание, ждут, что же я отвечу.

— Я и так об этом знаю, Эверетт, — ответил я. — Леонард один из моих лучших друзей, и поэтому я знаю почти обо всём, что с ним происходит. Да, у него действительно проблема с выпивкой. В нашей церкви у всех есть свои проблемы. Я, например, часто запутываюсь и всё время попадаю впросак. Мы не очень хорошие люди, но Бог снова и снова прощает нас. А тебя, Эверетт, кто-нибудь прощает за твои ошибки?

Неужели я сумел всё это ему сказать?? Ожидал, что в ответ он опять начнёт смеяться и подзуживать меня, но он только нахмурился, что-то буркнул и пошёл на своё место. Перед самым концом рабочего дня снова подошёл ко мне и почти извинился!

Кого же следует отлучать от церкви?

Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего]. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. (1Кор.5:9-11)

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. (Гал.1:8,9)

Таким образом, отлучение применяется к человеку, который упорствует в грехе или ереси. Не желает каяться, считает свой образ жизни и свои верования правильными!

Знавал я одного такого «брата». Он бросил свою жену и детей, ушел к другой женщине. Жил с ней, преспокойно ходил в церковь. А когда это все вскрылось, и братья пришли к нему с увещеваниями, то гордо заявил, что никакого греха тут нет, что, дескать, он таким образом неверующей девушке проповедует Евангелие, и его не увещевать, а награждать нужно…

Отлучение — это не наказание, а восстановление статус кво. Человек живет в грехе и не видит в таком образе жизни ничего страшного. Это значит только одно — человек этот неверующий. Он отвергает обличения Духа Святого, следовательно, он не рожден от Духа. С таким человеком по совету апостола Павла нельзя было разделять церковные трапезы Агапы, а, следовательно, и причащаться Христовых Тайн.

Про такого говорил Господь: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». (Матф.18:17)

Восстановите его статус кво — он просто неверующий. Относитесь к нему как к язычнику (т.е. у вас с ним разное богослужение и у него иные боги, отличные от Бога Библии) и как к мытарю (т.е. ваше доверие ему должно быть весьма невелико, ведь такой человек всегда может обмануть).

Такового нужно отлучить от церкви по двум причинам: чтобы не стать пособниками в его самообмане (ведь он-то считает себя христианином), и чтобы не создавать соблазна слабым и неутвержденным христианам.

Но даже в таком случае отлучение — это не попытка поставить на человеке крест. Это не окончательное отвержение. Церковь оставляет такого человека без своего покровительства, лишая его, таким образом, Божьей защиты (ведь, где двое или трое собраны во имя Христа для решения подобных проблем — связыванию или разрешению,— то к их решению присоединяется и Христос — см. широкий контекст Матф.18:15-20), предавая его (по меткому выражению Апостола Павла в 1Кор.5:5) сатане. Быть может он, помучившись по плоти, все же покается, и дух его будет спасен.

В случае с коринфским кровосмесителем так и произошло. Павел во втором послании к коринфянам, призывал церковь простить раскаявшегося.

…так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь. (2Кор.2:7,8)

В любом случае отлучение — это боль и печаль для всей церкви. Прежде чем отлучить человека, необходимо совершенно точно убедиться в том, что человек грешит не по слабости, а по упорству воли.

Христос советует пройти несколько этапов уговоров, советов, увещеваний: сначала наедине, потом при двух-трех свидетелях, а потом и всей церкви… (Матф.18:15-20)

Примечательно, что фраза: «… скажи Церкви, а если и Церкви не послушает…» у нас также в частом пренебрежении. Церкви обычно сообщают уже об отлучении. Но это неправильно. Церкви нужно сообщить о грехе упорного брата с той целью, чтобы община могла проявить к таковому свою любовь…

Один пастор из США рассказал, как в его церкви был некий брат, не желающий расстаться с каким-то грехом. Его увещевали наедине, он не каялся, увещевали несколько его близких друзей — тщетно. И тогда пастор в одно из воскресений объявил: «С глубоким прискорбием мы вынуждены сообщить, что наш брат такой-то впал в грех и не желает этого понять и раскаяться. Мы призываем вас молиться о нем и помочь ему увидеть свое поведение в истинном свете».

В ближайший вторник этот брат позвонил пастору и попросил о встрече. Оказалось, что за понедельник он получил более 500 телефонных звонков от друзей из церкви, каждый из которых очень тактично и с любовью уговаривал его покаяться, приводил аргументы, просто сообщал о своей любви к нему и выражал готовность молиться и помогать…

Такой волны искренней любви грешник не выдержал…

Конечно, я слегка идеализирую ситуацию. Нашим поместным церквам еще расти и расти до такого уровня любви, но начинать с чего-то надо…

Несколько слов нужно сказать и о так называемом «замечании». Мне представляется, что такой отдельной меры церковного взыскания просто не существует.

Ведь Павел пишет примерно следующее: «Если человек не хочет слушаться, то присмотритесь к нему повнимательней (таков смысл греческой фразы «имейте на замечании»), не соглашайтесь (буквально по-гречески «не смешивайтесь») с ним, чтобы он задумался, устыдился и обратился. И не считайте его врагом, но давайте советы ему, как брату…»

Это не мера церковного воздействия, это методика душепопечительства, сродни увещеванию из 18 главы Евангелия от Матфея, но не отдельное наказание, как бы ниже рангом чем отлучение…

В любом случае, даже если человек был отлучен от Церкви, но покаялся и искренне желает жить христианской жизнью, мы бы должны простить, принять и никогда больше не вспоминать о том грехе, что привел к такому радикальному методу воспитания, как отлучение.

К сожалению, пока в наших церквах гораздо чаще можно встретить ханжеское и высокомерное презрение к подобным людям, нежели искреннюю любовь к ним… Почему-то вспоминается басня:

Случилось это
Во время птичьего банкета:
Заметил Дятел-тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушка в бокале -
Вода! Фруктовая вода!!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,-
"Штрафной" налили Воробью.
А он твердит свое: "Не пью! Не пью! Не пью!"
"Не поддержать друзей? Уж я на что больная, -
Вопит Сова,- а все же пью до дна я!"
"Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!"
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
"Нет! Нет!- ему кричат.- Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей уже до дна!
А ну, налить ему еще бокал вина!"
Наш скромный трезвенник недолго
продержался -
Все разошлись, он под столом остался...
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью нигде проходу нет,
И где бы он ни появился,
Везде ему глядят и шепчут вслед:
"Ах, как он пьет!", "Ах, как он разложился!",
"Вы слышали? На днях опять напился!",
"Вы знаете? Бросает он семью!".
Напрасно Воробей кричит: "Не пью-ю!
Не пью-ю-ю!!"

Иной, бывает, промахнется
(Бедняга сам тому не рад!),
Исправится, за ум возьмется,
Ни разу больше не споткнется,
Живет умней, скромней стократ.
Но если где одним хоть словом
Его коснется разговор,
Есть люди, что ему готовы
Припомнить старое в укор:
Мол, точно вспомнить трудновато,
В каком году, каким числом...
Но где-то, кажется, когда-то
С ним что-то было под столом!..

Давайте-ка, братья и сестры, лучше под свои столы заглядывать! И что-то делать, чтобы в наших церквах греха и отлучений было все меньше и меньше. И уж, конечно же, не допускайте мифотворчества в таком важном вопросе. Пожалейте людей! Вы ведь тоже из этой породы, не так ли?

Отлучение от церкви - это традиционное религиозное наказание, которое применяется в христианстве и распространяется на людей, которые могут своим поведением или высказываемыми убеждениями нанести ущерб экклезиальному авторитету. Хотя есть сведения, что подобные меры применялись к отступникам и нарушителям в иудаизме и языческих религиях (например, у древних кельтов). В настоящее время оно существует в виде так называемого частичного, малого отлучения (запрета) и анафемы. Первое из них - это временная мера, а второе выносится на срок до полного раскаяния провинившегося.

Можно сказать, что смысл этой меры наказания уходит корнями в раннее христианство. Поскольку греческий смысл слова «церковь» означает «собрание», или общину верующих, то человека, который, вступив в эту группу людей («экклезию») и дав определенные обещания, нарушал их, лишали всякой коммуникации с ними.

Кроме того, «причащение» в те времена ассоциировалось с совместной благодарственной трапезой, которая происходила в память о Поэтому отлучение от церкви воспринималось как запрет виноватому общаться с верующими до раскаяния.

Однако позже значение этого религиозного наказания претерпело очень серьезные изменения, и даже стало орудием репрессий, в том числе и политических. Во-первых, его распространили на людей, которые имели убеждения, значительно или не очень отличающиеся от взглядов большинства, и, прежде всего, властной группы. Таких людей стали называть еретиками. Затем появилось такое отлучение от церкви, как интердикт, практиковавшееся в основном в Западной Европе, когда в городе или селении, которое постигало наказание, не крестили, не венчали и не хоронили на кладбищах.

Более того, в XII-XIII веках такая вроде бы религиозная кара стала автоматически нести за собой более серьез

ные последствия и юридическую ответственность. Отлучение от церкви - изгнание из так называемого «христианского народа», приводило к тому, что человек, которого оно постигло, мог быть убит или ограблен, и никто не должен был ему помогать. Анафема же нераскаявшегося еретика на практике и на языке инквизиции означала, что его передают светским властям «для исполнения должного наказания» - для смертной казни на костре.

В Православной церкви эта кара тоже нередко носила репрессивный характер. В частности, отлученный человек н

е мог быть похоронен по христианским обычаям. Ярким примером этому является история с таким выдающимся писателем, как Лев Толстой. Отлучение от церкви такого «властителя дум» за то, что он критиковал православие и придерживался собственных взглядов на христианство, в частности, на догматику и ритуалы, вызвало резкую протестную реакцию. Его жена, будучи законопослушной православной христианкой, написала возмущенное письмо

Подобным образом отреагировали не только секулярные гуманисты или революционно настроенная молодежь, но и даже юрисконсульт императора Николая Второго, который назвал это решение Синода «глупостью». На отлучение Толстого от Церкви сам писатель ответил письмом, где заметил, что этот документ является незаконным, составлен не по правилам и поощряет других людей к дурным поступкам. Он также заявил, что и сам не хотел бы принадлежать к общине, учение которой он считает ложным и вредным, скрывающим самую суть христианства.

 
Статьи по теме:
Семинар - это современная форма общения с аудиторией
Александр Капцов Время на чтение: 11 минутА А Как существенно заработать без серьезных вложений, знают опытные организаторы тренингов либо семинаров. Правильный организационный подход и умелое проведение мероприятий приносят хорошую финансовую выгоду. Ка
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
Эмоционально-волевая сфера дошкольника формируется в достаточно короткий промежуток времени. Пройдет всего 6-7 лет и в ребенке созреет самостоятельная, активная личность, внутри образуется стержень психики, который в дальнейшем становится основой характер
Правила дорожного движения для детей дошкольников Правила пдд для детей краткое содержание
С каждым днём всё увеличиваются и увеличиваются потоки транспортных средств на улицах. В такой ситуации родителям важно научить детей правилам дорожного движения (ПДД), потому что ничего не может быть важнее здоровья и жизни ребёнка, его безопасности. Как
Происхождение материи Является ли Сознание продуктом деятельности мозга?
Еще в древности люди ломали себе голову над вопросом, почему и как мог возникнуть язык. Ученые Древней Греции выдвинули две противоположные теории. Согласно первой из них язык возник сам по себе, без сознательного вмешательства человека, в силу действия з