Конспект занятия по «Истокам». учителем I категории

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва»

2 класс (мастер класс)

Цели урока:

Сформировать представление о традиционной технологии земледелия, о роли труда земледельца в нашей жизни, о необходимости эстетических и нравственно-этических сторон труда земледельца;

Сформировать представление о народной мудрости земледельцев, использовании ими в процессе земледелия;

Развивать интерес к традициям и обычаям наших дедов, умения работать в паре, коллективно анализировать свою работу, работу класса;

Развивать восприятие, мышление, духовный опыт ребенка;

Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к людям труда, результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, сноп ржи, ленточки, каравай хлеба, иллюстрации.
Вступительное слово учителя перед показом урока.

Урок входит в 3 раздел «Труд земной».В течение всего урока идет речь видах трудовой деятельности во время сева и жатвы, затрагиваются 2 времени года- весна и конец лета. Идет сравнение видов труда наших предков и труда земледельцев в настоящее время с целью показать устойчивость технологии этих видов труда, которая обеспечивала их преемственность новыми поколениями крестьянства.Показана тяжесть труда наших предков, но в то же время и ощущение ими цены этой тяжести, цены достатка и благополучия, что в поте лица добывается хлеб. Показаны нравственно-этические стороны труда земледельца, т.е. качества, которыми должен обладать земледелец.
Ход урока.

Ӏ. Орг. Момент.

Ну-ка давай проверим дружок,

Ты готов начать урок,

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят.

Все ль внимательно глядят.

Каждый хочет получать

Только пять.

Все готовы.
ӀӀ. Присоединение к теме.

(Проводится для того, чтобы дети могли определить тему урока, поставить цели урока)

Тема нашего урока очень важная. Чтобы определить о чем пойдет речь мы отгадаем первую загадку:

1) Комовато, ноздревато,

И пресно, и вкусно,

И красиво, и кругло.
2) И легко, и мягко,

И твердо, и вкусно,

И черно, и бело,

И всем людям мило.
3) Все его любят.

Но каждый день режут.

Что же это? (каравай)

(На доске открываю иллюстрацию с караваем.)

Сегодня каравай хлеба наш почетный гость.

О ком же мы на уроке будем говорить?

Наш разговор пойдет о тех, кто потрудился, чтобы этот теплый хлеб пришел к нам на стол и о тех видах работ, которые они выполняют. Как зовут этих тружеников?

Тема нашего урока (читаем на доске) «Сев и жатва».
ӀӀӀ. Работа по теме урока.

Когда же начинают свое главное дело земледельцы? (зимой, сгребают снег в кучи) (показ иллюстрации)

Зима в России долгая, холодная, никак угодить не хочет и все с нетерпением ждут, когда ласковое солнышко растопит сугробы, побегут веселые ручейки, появятся первые проталинки и придет долгожданная весна. И чтобы она пришла побыстрее, ее встречали.

Как встречали весну в прежние времена, кто знает?

(Рассказ одного из учеников)

Вместе с весной начинается прилет птиц. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее издалека приносят птицы. Поэтому весну не встречали, а звали, окликали. Собирались девушки, дети и громко звали весну (песенками – закличками). Давайте мы тоже с вами ее позовем.

Весна, весна – красная,

Приди, весна с радостью,

С великою милостью,

Со льдом высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

В домах пекли из текста печенье «жаворонки» с распростертыми крылышками и хохолками они как-будто летели. Птичек раздавали детям, а те радостно бежали кликать жаворонков, а с ними и весну, устраивали свистопляску – плясали под свист многочисленных свистулек. Водили хороводы, играли в горелки, салочки, «Ручеек», «Ворота» и другие игры.

И вот весна приходила. Что же это значило для крестьянина? (пора начинать работы на поле)

Что сначала делали крестьяне на поле? (пахали)

Чем пахали крестьяне (сохой, плугом), (показ иллюстрации сохи, плуга).

Давайте прочитаем в учебнике на странице 51 (3, 4 абзацы) (чтение детьми текста)

Работа по иллюстрации в учебнике на странице 53.

Каким же был труд пахаря? (тяжелым)

Конечно, труд пахаря был очень тяжелым но, он знал и надеялся, что его труд не напрасен, что это очень важный этап в начале весенних работ, что он оправдает себя в августе хорошим урожаем.

Как сейчас пашут землю?

На помощь человеку пришли трактора (показ иллюстрации на магнитной доске).

– Вспахали землю?

Что потом делают? (боронят)

Чем раньше боронили? (деревянной бороной, показ иллюстрации)

Для чего? (чтобы земля была рыхлой, без комочков)

А на наших полях как боронят землю? (дискуют, культивируют, боронят), с помощью трактора (показ иллюстрации на магнитной доске)

Потом кем становится пахарь? (сеятелем)

Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму.

Сроки пахоты и сева знатоки определяли по приметам. Считалось, что если 17 марта в день Герасима–грачевника, грачи сели в гнезда, то через 3 недели можно сеять. (Давайте об этом в учебнике страница 52 4,3 абзацы).

Как же раньше сеяли крестьяне?

А как сейчас происходит сев на полях (с помощью сеялок) (иллюстрации).

Люди обеспечивают постоянное и ровное поступление зерна из бункеров в шланги.

Ухаживают за зернами.

В конце лета начинается жатва. Ее всегда ждут с волнением – не подведет ли погода? Каков будет урожай?

Сумеют ли собрать все до последнего колоска?

От этого зависит достаток в каждом доме.

Как же в старину крестьяне убирали урожай? (жали)

Выходили на жатву семьями.

Чем жали мужчины и женщины и стар и мал?

Отгадайте загадку.

Маленький, горбатенький по ниве побежал, каждый колос задрожал (серп) (показ иллюстрации серпа)

Как выполняли эту работу (расскажите)?

А вот как об этом написано в книге «Живая Русь» (зачитываю) страница 101, 2 абзац.

Куда потом складывали снопы (в кучи, копны)?

Легка ли была работа жницы? (работа была тяжелая)

Об этом у Николая Алексеевича Некрасова написано стихотворение. Читает заранее подготовленный ученик «Живая Русь» страница 103 (часть).

Чем же была тяжела работа?

Что мешало ей спокойно работать? (овода, жажда, жара, ныла спина).

Какие чувства испытывает поэт к жнице? (жалеет, сочувствует ей)

И такая было изо дня в день с утра до вечера. Пока не закончится жатва. И если одна жница не могла справиться со своей работой ей помогали другие. Как же это происходило, давайте послушаем. Ученик рассказывает рассказ «Добрый обычай» страница 107 «Живая Русь» 2 часть.

Так жницы помогали друг другу. Они знали, что тяжела работа во время страды, но каждая понимала необходимость и нужность своей работы, что благодаря ей будет достаток в доме.

Помогали матерям и дети.

Что они могли делать? (готовить снопы, складывать суслоны, носить еду и питье, нянчиться с малышами).

И вот наступал последний день жатвы. Праздник назывался (дожинки)

Последний сноп «Последыш» - выжинала хозяйка дома (большуха)

Этот сноп имел определенное обрядовое значение. Его приносили домой, называли хозяином,поскольку хлеб действительно был жизненной основой крестьянской семьи.

Этот сноп украшали лентами и ставили под иконы в передний угол. Его долго не обмолачивали. Считалось, что он имел особенные жизненные и священные свойства. По возможности его хранили до Рождества, а то и до Егория. В Рождество смотрели, сколько зерна на колоске, таков и урожай будет. По зерну и колосьям с последнего снопа гадали на погоду и урожай будущего года. Этот сноп будет давать нам жизненные силы. Давайте и мы украсим сноп лентами и назовём его ласковыми словами. (Каждый ученик подходит к снопу с лентой и украшает его.)

Как и любой праздник, Дожинки сопровождались весельем и особой трапезой. Блюда трапезы: новина- хлеб из муки нового урожая, пироги, каши, соломата (толчёная каша из овса), кисели овсяные, ржаные.

Итак, рожь связана в снопы. Куда их потом укладывают? (в бабки суслоны).

Куда их потом везли? (в амбары, на гумно).

Что потом делали с зерном? (молотили, потом везли на мельницу)

Как же убирают урожай на полях сейчас?

ӀV. Ресурсный круг.

Представьте, что мы с вами в августе, когда созрела рожь на ниве.

Что ты видишь?

Что ты слышишь?

Что чувствуешь?

Рефлексия.

Что особенно запомнилось? Было ли ощущение, что вы находились на ниве? Что мешало общению?

V. Закрепление. Развивающий тренинг «Полевые работы»

1) Подготовительный этап.

2) Индивидуальный этап.

(время работы 4 минуты)

3) Работа в паре.

4) Обсуждение в классе.

5) Экспертная оценка.

6) Общий вывод учителя.
VӀ. Закрепление. Развивающий тренинг «Пословицы и приметы»

1).Подготовительный этап.

Вступительное слово учителя.

В поте лица добывается хлеб, и земледельцы по-особому ценят опыт предков, накопленный на ниве. Этот опыт учит и от ошибок уберегает. Особенно ярко народная мудрость проявляется в пословицах и поговорках. Наблюдение за природой сложилось в народные приметы. Так говорят: «Народ примечает, когда сеять, пахать, урожай собирать».

Задание – отличить пословицы от примет, закрасить кружочки напротив пословиц.

Этапы работы:

1) Индивидуальный этап.

Время работы 5 минут.

2) Работа в паре 7 минут.

3) Экспертная оценка учителя.

4) Рефлексия.

Объясните пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь».

(Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму. Считалось, что садить в землю нужно самое лучшее зерно, чтобы был хороший урожай. Если посадишь семена гороха, то вырастет какое растение? (горох). Если семена риса? (рис). А если посадишь ложь да грубость? (лживый грубый человек). Если в детстве ребенка воспитывать во лжи и грубости, то каким он вырастет? (лживым, грубым).

Какова общая тема пословиц?

Хлеб определяет благополучие, благосостояние семьи, является жизненной основой. В него вложен огромный труд.

Понравилось ли вам работать в парах?

Что особенно запомнилось?
VӀӀ. Подведение итогов урока. (Ресурсный круг).

Что нового узнали на уроке?

Какие виды работ проводят земледельцы, чтобы хлеб попал на стол?

Какими качествами должны обладать земледельцы, чтобы выполнить все виды работ?

Благодаря этим качествам земледельца и знаниям всех традиционных технологий выращивания хлеба – хлеб у нас на столе каждый день, вкусный ароматный ни с чем не сравнимый, который мы сейчас попробуем. Понравилось ли вам сегодня на уроке общаться? (пробуют каравай хлеба).

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

КОНСПЕКТ
занятия по «Истокам»
во 2 классе

Смирнова Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №2»

Г.Тихвина

Тема занятия : «Слово».
Основная идея : доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.

Цель: воспитывать ответственное и вдумчивое отношение к произнесенному слову.
Задачи: - знакомство и наполнение категории слово: от разума – меткие слова; от сердца – добрые, задушевные слова; от духа – слова покаяния, прощения. - показать место и роль слова в жизнедеятельности человека; - учить слушать и слышать слова собеседника; - учить дарить добрые слова; - воспитывать чувство ответственности за сказанное; - воспитание культуры общения.

1.Вводная беседа (присоединение). Ресурсный круг.

Не позволяй душе лениться,

Душа обязана трудиться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

И день, и ночь, и день, и ночь.

Душа…Что это такое? (Дети высказывают своё мнение.)

Душа – это внутренний невидимый мир человека. Мир, полный тайн.

Что вы испытываете, когда душа поет? Плачет?

Что происходит в душе, когда вас обидели? Похвалили?

Глаза – это зеркало души. Как это понять?

В глазах, как в зеркале, отражается состояние души. Глаза не могут лгать.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Сегодня мы узнаем, какие бывают слова, постараемся почувствовать разницу между различными словами, будем учиться слушать друг друга.

Что такое слово?

Слово – результат действия ума, души и духа.

Где рождается слово?

Слово может идти от души, от сердца, от разума.

Может ли человек обойтись без слов?

Может ли слово помочь или навредить? Как?

Представьте себе, что это душа. (Показ куклы.) Кто из вас хоть раз смог обидеть, причинить вред другому. Когда человека обижают, остается что? (Обида). Стала ли душа такой же, как была раньше? Что должен сделать человек, если кого – то обидел? (извиниться, погладить,..) Но след все равно остается. Можно ли обижать человека?

Игра «Волшебный цветик – семицветик»

Лети, лети, лепесток

Через запад – на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по – моему вели..

Вели, чтобы … сказал (а) доброе слово и погладила …

2.Присоединение.

«Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает».

В этой пословице человек, который говорит, представлен в роли сеятеля. В Библии есть «Притча о Сеятеле». Внимательно прочитайте её. Подумайте, что означают слова: Сеятель, семя, сеять.

Притча о Сеятеле.

Вот вышел Сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на места каменистые, где мало было земли, и скоро взошло, но скоро и засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Семя – это что? (Слово, слово учителя.)

Кто такой сеятель? (Человек, говорящий слово, учитель.)

Что значит сеять? (Говорить.)

Ответы детей. Мы считаем, что…

Работа в группах.

Обсудите в группах и придите к единому мнению:

Назовите слово, имеющее скрытый смысл. Подсказка: это то, куда доходит или не доходит слово учителя. (Сердце, душа человека .)

Что нужно сделать, чтобы ваше сердце приняло слово учителя и дало добрые всходы? Найдите строки, говорящие об этом. «Кто имеет уши слышать, да слышит».

Человек, который слушает, должен слышать сказанное.

Активное занятие «Какие бывают слова?»

А какие бывают слова? В этом нам поможет учебник на странице 79.

Внимательно прочитайте и подчеркните виды слов, которые встретятся вам при чтении.

Работа в группах.

Сравните свои варианты ответов с ответами соседей, и приняв единое решение запишите виды слов на лепестки ромашки, выбрав самостоятельно цвет.

Когда группа будет готова, поднимите руку.

В это время звучит произведение Бетховена «Лунная соната»

Экспертная оценка.

Обсуждение. Мы решили…

Рефлексия . Трудно ли было работать в четверке?

Физминутка.

Добрым быть совсем не просто (повороты головы вправо, влево),

Не зависит доброта от роста (руки вверх),

Так подарим людям радость эту (руки от груди в сторону),

Пусть шагает доброта по свету (ходьба на месте).

Перед нами небольшой городок Вежливых. Но ворота нам откроют в том случае, если убедятся, что мы с вами тоже вежливы. Готовы проверить себя?

Ресурсный круг «Подари доброе слово».

Где живут добрые слова? Как их нужно произносить? (Интонация, чувство,..)

Как нужно слушать эти слова? (Внимательно).

Каждый из вас сейчас подарит друг другу добрые слова.

Рефлексия.

Какие чувства вы испытывали, услышав в свой адрес добрые слова? Приятно ли вам было дарить добрые слова?

Молодцы! Вы справились с заданием.

Каким вы представляете себе город Вежливых? И так, в путь! Проходя по улицам этого городка, вы получите жетоны. Собрав все и расположив правильно, вы узнаете, какое напутствие вам даст царь.

1 улица , на которую мы попадаем – это улица Мудрецов.

Кто такой мудрец? (Мудрец – тот, кто обладает высшим знанием, мыслитель.)

Презентация 1.

Пословицы – это народная мудрость. Часто в них можно встретить меткое слово.

Возьмите листок, который лежит у вас на партах. Найдите задание №1.

Самостоятельно.

Перед вами в 1 столбике даны пословицы, а во втором столбике «правила» обращения со словом. Прочитайте и соедините их стрелочкой.

Задание №1.

ПОСЛОВИЦЫ

Картинка + Рассказ + Пословица

(Зачитывается составленный самостоятельно рассказ.)

«Слово не воробей: вылетит, не поймаешь».

Вы получаете 1 жетон.

Кому из вас приходилось просить прощение?

Для вас жители этой улицы приготовили такое задание – ситуацию.

Петя разбросал игрушки по всей комнате, и не убрал их. Старший брат Коля заставить младшего брата собрать их. Коля подошел к Пете и сердитым голосом скомандовал: «Сейчас же убери игрушки!» Петя обиделся и убежал.

Почему младший брат не послушался Колю и убежал? (Коля приказывал, говорил сердито.)

Как бы вы поступили в этой ситуации, если бы Петя был вашим братом?

Представьте себя на месте Коли. Вы совершили эту ошибку. Как ее исправить?

2 жетон.

Проходим на следующую улицу. 3 улица Волшебных слов.

Презентация 2.

В стихи по смыслу и в рифму вставить волшебные слова.

Что вы чувствуете. Когда произносите эти слова? (Тепло. Радость…)

3 жетон.

Мы подошли к последней улице. 4 улица Красоты.

Как вы думаете, почему она так названа?

А теперь давайте проверим. В этом нам поможет рассказ.

Возьмите, пожалуйста, листочки. Найдите задание 2.

Прочитайте рассказ Сухомлинского «Красивые слова – красивые дела».

В.А. Сухомлинский «Красивые слова и красивые дела».

Чтение текста вслух.

Кого из ребят можно назвать добреньким, а кого – добрым?

Почему же улица названа улицей Красоты?

Вы получаете 4 жетон.

Нам пора возвращаться из города Вежливых. Расположите правильно эти жетоны.

СЧАСТЛИВОГО ВАМ ПУТИ!

Ресурсный круг . Что нового вы для себя узнали? Постарайтесь говорить друг другу побольше добрых слов.

Завершаем наше занятие замечательным стихотворением «Слово о словах».

Когда ты молвить хочешь слово,

Мой друг, подумай, - не спеши.

Оно бывает, то сурово,

То рождено теплом души.

По куда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить.

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Задание №1.

ПОСЛОВИЦЫ

Задание №2.

«Красивые слова и красивые дела».

«Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучки, пошёл дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова:

Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожавшему от холода мальчику.

Красивыми бывают не только красивые слова. Истинно красивы только красивые дела».

(В.А.Сухомлинский)

Конспект УРОК по факультативному курсу «Истоки» для 2 класса.

ТЕМА « Мой родной город»

ЦЕЛЬ: приобщение детей к истокам родного края.

Помогать в осознании понятия «Мой родной город», как неизменной ценности для человека.

Развивать навык совместной работы, умения правильно вести дискуссию,

приходить к единому мнению.

Развитие целостного восприятия, мышления, чувствования.

Формировать ощущения родства ребенка окружающему социокультурному

и духовному пространству.

ВИДЕОРЯД: Презентация с видами города, церкви, достопримечательностей города: памятников культуры и природных памятников, изображение герба города, других городов Костромской области, флага.

Ход урока:

1.Орг.момент .

Я приглашаю вас встать в круг. Закройте глаза и мысленно прогуляйтесь по улицам нашего города. Откройте глазки. Что увидели?...

2)Ресурсный круг:

первый круг: «Я вижу...»

второй круг: «Я слышу...» мой город

третий круг: « Я чувствую...»

3)Постановка вопроса урока:

Да, в деревне не услышишь городского шума. Там говорит природа. Воздух чист и прозрачен. В городе часто не так и мы это чувствуем.Сегодня мы будем путешествовать по очень знакомому, но все же полному загадок - по нашему городу.

Как называется наш город?(Мантурово.)

(демонстрация фото)

II . Открытие новых знаний:

Запишите название своего города.

Давайте вспомним, где люди строили деревни?

А города?

А знаете ли вы историю слова «город?

Работа с учебником с. 23

Ребята, а где построен наш город? (Вдоль берега реки)

Как называется река, на берегах которой раскинулся наш город? (Унжа)

О нашей реке нам расскажет подготовивший сообщение ученик.

(ученик) -демонстрация фото реки, карты)

Река связывала и связывает наш город с другими городами, со всей Россией. Унжа (от тюрк. «песчаная», по другим источникам – «тихая, спокойная», «неприступная») - река в Вологодской и Костромской областях, крупный левый приток Волги, основная водная артерия Кологривского, Макарьевского и Мантуровского районов. Берёт начало со склонов Северных Увалов, в болотах Тотемского района Вологодской области. Впадает в залив Горьковского водохранилища (Волга) около села Николо-Макарово (напротив г.Юрьевец Ивановской области). Основные притоки: Кунож, Вига, Нея (правые); Княжая, Межа, Пумина, Белый Лух, Сёрный Лух (левые).
В реке в последнее время уменьшается количество рыбных запасов (жерех, язь, налим, лещ). Но Унжа остается любимым местом для зимней и летней рыбалки не только на крупных сорога и судака, щуку и окуня, но и более мелкой - плотвы и густеры. Унжа также интересна для сплавов на плотах.

Прислушайтесь, с какой гордостью говорит автор стихов о реке.

(играет тихая спокойная музыка)

Ильинская Вера

ПЕСНЬ УНЖЕ

Дивный вид мне открылся,

Всё в душе встрепенулось,

Ощущенье покоя

В моё сердце вернулось.

Я любуюсь цветами,

Красота в них и тайна,

И в обычной ромашке

Есть секрет обаянья.

Речка Унжа сверкает

Переливами света,

С красным клювом летает

Водяная принцесса.

Кто создал это чудо?

Кто создал эту птицу?

Нам с кудесником этим

Очень нужно сдружиться.

Почему наш город носит такое название сейчас мы узнаем. Перед вами выступят наши гости-ученики 5 класса.

Своим названием город обязан одноименной деревне, упоминающейся в "Дозорной книге города Унжи" в 1617 году. Происхождение топонима "Мантурово" имеет 11 версий. Наиболее правдоподобными можно считать варианты с финно-угорскими корнями: "ман" и "тура" ("небольшая возвышенность", "пригорок") и "manturotu" ("сосны") , а также - от распространенного в Поволжье старинного слова "мантырь" ("короткая толстая веревка на речном судне"). История города связана с находившейся недалеко от реки Унжи деревней Мантурово, которой он обязан своим названием. Первое упоминание об этой деревне встречается в «Дозорной книге города Унжи 1617 года», где записано: «Волость Верховская, а в ней деревня Мантурово, а в ней крестьянский двор Ивашки Попова, двор Гаврилки Иванова, двор Дениски Артемиева да пахотной земли семь четей, сена три копны». Помимо деревни Мантурово, в указанном источнике упоминались село Никольское (Градылево тоже) и деревня Бережки, которые затем вошли в состав городской территории.

2ученик.
В 1620 году Верховская волость была пожалована царем Михаилом Федоровичем своему дяде боярину Ивану Никитичу Романову «за осадное сидение» в Московском Кремле. В 1654 году бездетный И.Н. Романов умер, и волость перешла в Дворцовое ведомство. Позднее по указу царя Алексея Михайловича ее земли были разделены на небольшие поместья и розданы за службу представителям царского двора, среди которых значились князья Вяземские, М.И. Шаховской, П.Ю. Ухтомский и другие. На протяжении последующего времени эти имения и приписанные к ним деревни неоднократно меняли хозяев. В 1870 году административным центром данной территории стало село Мокровское (Николо-Мокровское), где в 1836 году была построена каменная церковь Николая Чудотворца. Это село в последствии также вошло в состав города.

А кто видел изображение старого вокзала?(демонстрация фото старой постройки и новой-презентация)

Поблагодарим наших гостей за интересный рассказ.

Какое самое важное место в деревне? (храм, кладбище)

И в городе важное место занимает храм, почти в каждом городе он есть. И мы с вами можем полюбоваться красотой белокаменного здания, услышать звон колоколов и пение церковного хора.

(запись звуков колоколов, с демонстрацией фото-ряда церкви Николая Чудотворца-презентация)

Кто был в нашем храме? Какие чувства вызвало это посещение?

Работа с учебником.с.24-25

4). Знаменитые люди.

Наш город знаменит умельцами и тружениками, талантливыми людьми и героям, и жители города сохраняют память о них. Может быть вы скажете как? (названия улиц в честь земляков, памятники, памятные доски).

Какие отношения между людьми в деревне? (все всех знают, взаимопомощь, радость и беда вместе)

Сначала в городе было также, а когда началось строительство заводов в город приехало много разных людей из разных краев нашей страны. Почему? Сейчас в городе число приезжих гораздо больше, чем коренных жителей. Какие люди живут в городе? Какими качествами обладают. Вы все городские жители. Вспомните, мысленно попутешествуйте по городу. Какие люди вам встречались?

Работа с учебником с. 24

Из уроженцев Мантурово вышло немало талантливых ученых, политических деятелей, военных, художников. Среди них народный комиссар внутренней торговли СССР Михаил Павлович Смирнов (1937 год), академик доктор философских наук Константин Николаевич Любутин, заслуженный художник России Л.Н.Виноградов, депутат Верховного Совета СССР Герой Социалистического труда Валентина Николаевна Плетнева и многие другие.(демонстрация фото-презентация)

Почему нужно беречь созданное трудом и талантом наших предков? Как мы это можем сделать?

Главные особенности города отражает его герб.

Работа с учебником с. 24

Где вы видели изображение нашего герба? Знаете ли вы,как выглядит герб нашего города? Что изображено на нем? О каких особенностях города это говорит?

Расскажет нам, что узнал о гербе нашего города, подготовивший сообщение ученик.(демонстрация герба г. Мантурово, сравнение с другими гербами городов Костромской области-фото-презентация.)

Описание герба

В лазоревом поле на сплавляемом по серебряным волнам золотом суковатом бревне восстающий грифон того же металла с червлёными глазами и языком, имеющий все четыре лапы наподобие львиных и с черными когтями; грифон правит при помощи золотого шеста, держа его передними лапами.

Грифон взят с герба династии Романовых: земли вдоль реки Унжи в XVI веке принадлежали брату жены Иоанна Грозного Анастасии Романовны, в XVII Мантурово передано в Дворцовое ведомство. Композиция герба символизирует исторически сложившуюся лесоперерабатывающую промышленность.

А видели ли вы флаг нашего города?

Описание флага нам даст подготовивший сообщение ученик.(демонстрация флага г. Мантурово, фото-презентация.)

Описание флага: Флаг городского округа город Мантурово представляет собой прямоугольное голубое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города: несущее вдоль нижнего края белую волнистую полосу, ширина которой составляет 2/15 ширины полотнища, и вплотную к полосе - жёлтое с красными, чёрными и оранжевыми деталями изображение грифона, плывущего на бревне. В геральдике грифон - символ отважной бдительности, охраны и мудрости. Композиция флага указывает на исторически сложившуюся лесоперерабатывающую промышленность города, которая с конца XIX века и по настоящее время является ведущей отраслью хозяйства города. Уже в начале XX века помимо сплава леса по реке Унже стали работать 3 лесопильни и один фанерный завод, причём фанерный завод и сегодня занимает. Волны символизируют реку Унжу, которая неразрывно связана с жизнью жителей города.

А сейчас я попрошу вас придумать и нарисовать свой герб нашего города и объяснить, что на нем изображено.

7).Творческое задание учащимся.

8). Памятники. Работа с учебником с. 25

В нашем городе есть памятники архитектуры. (демонстрация фото-презентации.)

ПАМЯТНИКИ архитектуры.

1. Храм Николая чудотворца, 1836 г.п.

Памятник
Образец типового приходского храма в Приунжье.

2. Дом жилой Губанова (ранее торговца Попова)

Памятник архитектуры кон. 19 – нач. ХХ в в. Образец типичного купеческого дома с магазином на 1-м этаже и жилой частью – на втором. В нем родился доктор философских наук Н.И. Губанов.

3. Дом купца В.Д. Крутикова

Памятник архитектуры кон. 19 – нач. ХХ вв. Образец типичного деревянного купеческого дома с магазином на 1-м этаже и жилой частью – на втором.

4. Краеведческий музей

Здание построено в 1994 году. В музейных экспозициях и выставках отражены самые важные страницы истории города Мантурово. В фондах музея хранятся уникальные музейные предметы.

5. Бывшее село Градылево

В 1619-1654 гг. здесь располагался двор приказчиков видных государственных деятелей и близких родственников царей - бояр Ивана Никитича и Никитича Романовых. До 1797 года Градылево – центр Верховской волости Унженского уезда (позднее - провинции). В начале XIX века здесь стоял господский дом героя Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта Ивана Дмитриевича Иванова, в котором проживала мать Ф.В. Чижова Ульяна Дмитриевна.

Памятники природы (Во время расказа ведется показ фото-презентация.)

В границах городского округа город Мантурово находится несколько интересных природных ландшафтных элементов, из которых наибольший туристический интерес представляют памятник природы «Сосновый бор », парк «Сказка» и насаждения на территории общего пользования по ул. В. Набережная

Зона отдыха городского населения "Сосновый бор" - это один из перспективных рекреационных туристских объектов в границах городского округа город Мантурово, где проводятся спортивные соревнования по лыжному спорту, ориентированию, кроссу, а также туристические слеты.

Эта зона отдыха с 1 января 2006 года находится в границах городского округа "город Мантурово". Площадь - 81,3 га, расположена по берегам речек Янга и Чернушки, с 1992 года относится к памятникам природы регионального значения, имеет посадки леса 1904 года. В настоящее время территория Соснового Бора находится под охраной Мантуровского лесхоза и имеет ограниченное использование.

Туристская база "Сосновый бор" может использоваться для познавательных экскурсий по специально созданным тропам и смотровым площадкам, для организованных лыжных прогулок и соревнований

III . Закрепление

Работа индивидуальная по тетради « Истоки»

Работа в паре по тетради « Истоки»

(напомнить правила совместной работы.)

Проверка.

Почему необходимо, чтобы среди нас было больше людей с такими качествами, какими обладают жители деревни? (Важно, чтобы и у горожан сохранилась готовность к состраданию и помощи нуждающимся. Мы должны видеть, кому нужна наша помощь, чувствовать боль другого человека и не проходить мимо.)

IV .Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке о своем родном городе?

Что важного удалось узнать?

Кого бы вы хотели поблагодарить за общение?

(на партах календарики с разными видами города.)

Что за город изображен на календарях?

Кто-нибудь увидел знакомые места на календариках? Какие? Что вы о них запомнили? Поменяйтесь с товарищами, рассмотрите фотографии. Какой красивый у нас город, мы должны им гордиться и стараться, чтобы он становился еще лучше.(календарики детям в подарок)

V .Д. / З.

Нарисовать рисунок « Мой родной город, с.23-26 учебника читать.

VI .Итог урока .

Звучит песня о городе (с показом фотогалереи: снимки любимого города-презентация)

Раздел «Слово и образ времени».
Тема «Зима. Весна. Лето. Осень.»
Учитель: Локотко М.В. МОУ «Николо-Поломская средняя
общеобразовательная школа» Парфеньевского района
Костромской области

Художественно-педагогическая идея урока:
Духовное начало мира.
Цель:выйти на восприятие, осознание и прочувствование времен года
Задачи:
Присоединение.
-Добрый день! Мы отправляемся в новое путешествие к нашим истокам. Послушайте песню и скажите, о чем наш сегодняшний разговор.
Да, сегодня мы будем говорить о временах года, но не только о том, какие изменения происходят в природе за год, как эти изменения связаны с человеком и постараемся понять духовное начало мира. Желаю вам новых, радостных открытий!
2.Зима.
-Послушайте музыку Антонио Вивальди и постарайтесь передать свои чувства, вызванные музыкой.
-Да, кругом морозная тишина. Темное время суток намного продолжительнее, чем светлое. Кажется, что еще чуть-чуть-и тьма победит свет, мир человеческий рискует остаться во мгле.
(Показываю картину И.И.Шишкина «Зима»).
А мгла есть знак невежества и духовной слепоты. Вместо летнего многоцветья зимой царят лишь два цвета-черный и белый=символ духовной чистоты и символ греха. Не напоминает ли это о выборе, все время встающем перед людьми на пороге жизни? Н правда ли, зима располагает к раздумьям о главных вопросах жизни. И не случайно, что именно в это время года к людям приходит Рождество Христово, которое и дает на них ответы. (Картина Григория Гагарина «Рождество Христово»).
-Подумайте, а почему рождественские праздники считаются преимущественно детскими?
-Да, именно для детей устраиваются елки, украшенные игрушками и сладостями, зажигаются свечи. В этом есть глубокий смысл.
Елка напоминает о древе жизни. Свечи о духовном свете, а сладости о спасительных плодах Его пришествия в мир.
Духовное начало начинает оживлять застывший мир, разгонять мглу.
-После Рождества наступают Святки-они длятся 12 дней и заполнены забавами, развлечениями, озорством.
-19 января-праздник Крещения Господня(показываю картину Б.Кустодиева «Крещенское водосвятие»), установленный в память о крещении Иисуса Христа в водах Иордана. Накануне меняется общий эмоциональный настрой-вместо детского озорства святок наступает время духовного очищения и внутренней сосредоточенности. Наши предки ходили в жилища бедняков с щедрой милостыней. В день праздника на реках, озерах, прудах под колокольный звон и молитвенное пение совершается великое водосвятие.Крещенские дни укрепляют человека в поиске духовной и телесной чистоты.
-Чем полезна для души зима?

Весна.
(Включаю презентацию на музыку Э.Грига «Весна»).

Какие чувства вызвала у вас музыка?

Весной природа оживает. Начало весны сопровождается празднованием масляной недели-Масленицы. До 15 века Масленица была праздником Нового года. (Показываю картину Б.Кустодиева «Масленица»).
- Как вы думаете, почему?
Поворот к весеннему теплу, возрождение природы, яркое солнце-все это воспринималось нашими предками как начало нового годичного круга. Масленица отмечена, прежде всего, земными радостями:весельем, катанием с гор, хождением в гости, ездой наперегонки, обильной едой.
Но весна-это не только ликование пробудившихся человеческих и природных сил, это и образ великого обновления.
С наибольшей силой это происходит в 40-дневный Великий пост.
-Как происходит обновление души?
Важно воздерживаться от злых дел и помыслов, стараться жить кротко, чисто и по правде. Идет и обновление жилища.
-Как вы думаете, как?
На глазах творится и обновление природы.
(Показываю картину Левитана «Март»).
И вот что примечательно-только после обновления души, с чистыми руками и помыслами можно достойно подойти и главному событию весны и всего года к Светлому Христову Воскресению-Пасхе.

Масленица-образ ликования весны природной, Пасха-образ ликования весны духовной.
Люди радуются воскресению Христа, означающему победу над смертью. Они навещают больных и нуждающихся, творят дела милосердия, посещают могилы предков. Звонят колокола. Они освящают пробудившуюся землю.

Чем полезна для души весна?

Лето.
(Показываю картину Левитана «Березовая роща», звучит музыка Чайковского «Июнь. Баркаролла»).
-Какие чувства вызвала у вас музыка?
-Да, мы видим, кАк жизнь полностью возродилась. Жаркое солнце пригрело землю, совершено великое таинство природы-свежевспаханная земля приняла семена, кругом душистое разноцветье сочных трав. Главным цветом становится зеленый. Образом наступившего лета становится березка.
Начало лета отмечено праздником Троицы. Троица установлена в воспоминание сошествия святого духа на апостолов.
(Показываю икону сошествия Духа Святого на апостолов).
Апостолы, получившие дар святого Духа, стали основой христианской церкви. Храмы украшаются молодыми березками, на полу расстилаются травы и полевые цветы.
Завершает лето праздник Преображения Господня-19 августа. В это время природа преображается-она начинает дарить людям свои плоды. То, что всего несколько дней назад было кислым, невкусным и даже вредным для здоровья, становится спелым, вкусным, полезным. Чудо?
Это напоминание о преображении Иисуса Христа на горе Фавор. Евангелие повествует, что в определенный миг лик его стал источать неземной свет, а одежды стали белы, как снег. Это событие напоминает православным людям, что жизнь каждого человека тоже может приносить добрые плоды-ОЧИЩЕНИЕ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ.
-Какие чувства вызывает у вас лето?
4. Осень.
-Начало осени удивляет своим многоцветьем-желтые. Красные, буро-коричневые листья на деревьях. Осенний листопад разноцветным ковром укрывает землю. Посмотрите презентацию на музыку А Вивальди.(1мин06 сек)
Показываю картину Левитана «Золотая осень». Читаю стих. Н.Рубцова

Слава тебе, поднебесный, радостный, краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой.
Рощей играет багряной, с россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю, листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю, и ничего не хочу!
И никому не известно то, что с зимой говоря,
В бездне таится небесной ветер и грусть октября

Собран урожай, завершились полевые работы. Зима не будет голодной. Но особая надежда земледельца всегда связана с семенами для будущего сева. В них-надежда на непрерывность жизни. Это настроение надежды усиливает праздник Рождества Богородицы. (Показываю икону).
А чуть позднее-27 сентября-в календаре последний господский праздник-Воздвижение Креста Господня.(Показываю икону). Поставить крест-это не только перечеркнуть что-либо, завершить, отказаться, но и начало духовного подвига. Бывает, что совесть человека тяготится от груза недобрых дел и проступков. И нужно найти в себе силы отказаться от зла и начать восхождение к добру.
Чем дальше в осень. Тем больше разноцветье сменяется серым ненастьем, почти непрерывно идут холодные дожди. В новые теплые одежды одеваются звери, всем хочется тепла, защиты, покровительства. В эти дни-14 октября-и приходит любимый на Руси праздник-Покрова Пресвятой Богородицы. (Показываю икону)
-Какие чувства вызывает у вас осень?
5. Активное занятие. «Образ праздника».
6. Итог урока.
-Сегодня мы рассмотрели годичный круг времени, смену сезонов. Времен года и увидели, что человек и природа-единое целое, мир имеет духовную природу.
7. Рефлексия.
-Что вы сегодня узнали важного для себя?

Конспект урока Истоки в 3 классе

Тема: «Как укреплять надежду?»

Ход урока

Присоединение

Ребята настроение хорошее? Давайте поздороваемся с гостями. Чтобы на уроке все получилось какими будем?

2. Подготовительный этап.

Урок начинается с песни Пахмутовой «Надежда»

Ребята! Песня знакома? О чем поется в песне?

О надежде.

Что такое надежда?

Это вера в благополучный исход дела.

Значит надежда и вера тесно связаны друг с другом.

Где человеку помогает Надежда?

На войне, в труде, в спорте, в болезни.

Крупнейший психиатр, американский врач Эриксон Милтон. Этот человек - уникальный пример проявления надежды и веры в себя. В семнадцатилетнем возрасте он перенес приступ полиомиелита, и выздоровел полностью благодаря единственно лишь разработанной им самим программе реабилитации.

И таких случаев немало. Возможно, феномен надежды как-то связан с генами, физическим уровнем человека.

Посмотрите на экран. Это портрет Экзюпери. Кто из вас скажет, кем был этот человек?

Не все знают, что кроме литературного таланта, он имел еще и страсть к небесным просторам. Небо было его стихией. В своей жизни он потерпел 15 аварий, последняя стала для него роковой.

Самой страшной катастрофой, из которой он сумел выкарабкаться вместе со вторым пилотом Андре Прево, стала пустыня Сахара и три дня без воды. Только надежда на спасение поддерживала жизнь мужчин, потому что физически невозможно находится в пустыне без воды столько времени.

Где вам помогает надежда?

На кого можно надеяться? Приведите пример такой надежды.

На себя, друзей, родных

Какая надежда не умирает?

Надежда в бога

Что значит иметь тщетную надежду? Вспомните Вавилонскую башню.

Надежду обреченную, несбыточную.

Что происходит с человеком, если он теряет надежду?

Отчаяние, гибель

Сегодня мы должны разобраться, как укрепить в себе надежду? Что нам поможет в укреплении надежды?

3. Индивидуальный этап.

4. Работа в четверке

(работа самостоятельная, в четверке, выступление лидеров)

5. Обсуждение в классе. Рефлексия: Надежду укрепляет: вера в свои силы и опыт, лад и согласие, терпение, вера в правоту своего дела, вера в бога, вера в себя.

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, поэтому подснежник стал символом надежды. Этот символ я хочу подарить каждому из вас.

А теперь выберите понравившуюся цитату известных людей о надежде, запишите для себя на обратной стороне листа.

Элизабет Дикинсон Говорила: «Надежда - это крылатое создание, обитающее в сердце, поющее без слов и никогда не умолкающее». В Древней Руси птицей надежды была птица Гамаюн.

Я прошу вас нарисовать свою птицу надежды. (или задать домой)

Дети рисуют под песню из фильма «Не покидай»

Мы с вами одна большая семья. Можем друг на друга надеяться? Что для этого нужно?

Согласие

Это тема следующего нашего занятия.

 
Статьи по теме:
Энциклопедия Кольера - вильгельм i оранский В каком событии принимал участие вильгельм оранский
Вильгельм Оранский. Мятежный принц [Люди эпохи завоеваний] ван Роосбрек Роберт ВИЛЬГЕЛЬМ ОРАНСКИЙ И НИДЕРЛАНДЫНикогда еще в истории габсбургских Нидерландов, а возможно, и всей Западной Европы, не было личности, более противоречивой чем Вильгельм Насс
Конспект занятия по «Истокам»
Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва» 2 класс (мастер класс) Цели урока:Сформировать представление о традиционной технологии земледелия, о роли труда земледельца в нашей жизни, о необходимости эстетических и нравственно-этических сторон
Как открыть бутылку “ножом сомелье” Современный штопор
Нарзанник - это обязательное приспособление для качественной работы сомелье, если речь о ресторане. В баре нарзанник превращается в необходимый барный инвентарь, без которого сложно открыть бутылку с напитком. На самом деле нарзанник в повседневной жизни
Рыба пикша как готовить. Рецепт запекания пикши. Пикша в мультиварке
Рыба пикша довольно часто встречается на прилавках наших магазинов. Эта обитательница солёных водоемов обладает уникальными вкусовыми и полезными качествами. Благодаря разнообразию рецептов ее приготовления, такую рыбу можно употреблять ежедневно и тем са