Что многодетный ректор хочет изменить в педагогическом университете. Демократия уходит из герцена Другие здания на Мойке

В Герценовском университете собирались, да не выбрали ректора. Срыв связывают с возможным слиянием вуза с Госуниверситетом, а идею объединения приписывают Кропачеву.

Замир Усманов/Интерпресс

В марте 2016 года педагогический университет им. Герцена должен был выбрать нового ректора. Действующий глава вуза Валерий Соломин, пришедший на эту должность пять лет назад, принял решение уйти - летом ему исполнится 65. В декабре 2015 года было объявлено о начале проведения выборной процедуры. «Наследство» преемнику Соломина перепадает неплохое.

На сегодняшний день РГПУ имени Герцена включает 21 факультет, 89 направлений подготовки докторантов и аспирантов, 3 филиала: в Выборге, Волхове и Дагестане. Материально-техническую базу университета (без учета филиалов) составляют 67 зданий общей площадью 145 тысяч кв. м. В постоянном пользовании находится 18 земельных участков общей площадью 57 га. Имеется собственный профилакторий, здравпункт, типография, общежития для проживания студентов в черте города. Ежегодно РГПУ получает почти миллиард рублей в качестве субсидии из федерального бюджета, столько же - из других источников. На дневном, заочном и вечернем отделениях обучается более 20 тысяч студентов и аспирантов.

Как рассказал «Фонтанке» президент РГПУ им. Герцена Геннадий Бордовский, вуз выдвинул на пост ректора три кандидатуры: первого проректора университета Сергея Гончарова, проректора по международному сотрудничеству Дмитрия Бойкова и проректора по учебной работе Виталия Кантора.

«Они все разного возраста, разного опыта, но имеют необходимую квалификацию, почетное звание и ученые степени. С вузом они связаны много лет», – отметил Бордовский. Также на участие в выборах ректора заявился самовыдвиженец, председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов.

В университете «варяга» встретили напряженно, но были уверены, что проректоры смогут составить ему конкуренцию, досконально зная о проблемах вуза. Но потом стали происходить события, которые поставили под сомнение безоговорочную победу вузовского кандидата. Для начала по неизвестным причинам были сняты с выборов Бойков и Гончаров. «Аттестационной комиссией было отсеяно два кандидата, но по каким критериям, неизвестно. Комиссия их не сообщает, и это непрозрачно. Иначе мы могли бы знать, почему тот или другой кандидат не допущен», – пояснил Бордовский.

После отсеивания в Минобре кандидаты начали предвыборную кампанию. И Тарасов, и Кантор представили коллективу свои программы развития университета. Кантор утверждал, что РГПУ идет по правильному пути развития, и он намерен этот путь поддерживать, программа Тарасова построена из обратного утверждения - альма-матер педагогики необходимо поднимать с колен. В числе проблем вуза Тарасов перечисляет, например, позиционирование абитуриентами вуза себя менее успешными, чем абитуриенты классических университетов, снижение привлекательности вуза, недооценку значимости гуманитарной подготовки.

Как говорит президент вуза Бордовский, встречи с преподавательским составом проходили доброжелательно, общение было конструктивным: «Претензий ни у кого не было. Все ходили на встречи, дискутировали. У Кантора, конечно, видение проблем университета в целом и больше изнутри. Тарасов активно позиционировал себя как человек, имеющий тесные связи с министерством, и говорил о поддержке со стороны ведомства».

В начале марта университет отправил в Минобрнауки бумаги с предложением согласовать дату выборов на 31 марта, однако никакого ответа не получил. «Мы неоднократно к ним обращались с просьбой ускорить момент назначения даты выборов, однако реакции не последовало. Неожиданно 30 марта, перед конференцией, Тарасов принес заявление о снятии своей кандидатуры. А это автоматически означает, что выборную кампанию придется проводить заново», – рассказал Бордовский.

Ни коллективу, ни пока еще ректору вуза Тарасов свое «дезертирство» не объяснил. Не смог он этого сделать и в разговоре с «Фонтанкой»: «Вы знаете, в соответствии с положением, любой кандидат имеет право сняться с выборов в любой момент. Какие у меня были мотивы, я не буду комментировать. В любом случае университет не останется без руководства, не вижу никакой трагедии, назначат и.о., потом - снова выборы».

Вот как раз в этом - назначении и.о. – в РГПУ трагедию видят. Так как выборы сорваны, Минобразования, после того как закончится действие договора нынешнего ректора Соломина, может назначить исполняющего обязанности по собственному усмотрению и на неопределенный срок.

«Снимая свою кандидатуру, Тарасов заведомо шел на срыв выборов. Он мог донести информацию о своем нежелании участвовать в выборах до конференции по-другому. Теперь же пришедший со стороны человек может долгое время оставаться на этой должности, сможет уволить, кого захочет, и тем самым подстроить трудовой коллектив под нужный ему результат на выборах», – говорит профессор кафедры русской литературы, депутат ЗакСа Александр Кобринский.

«Коллектив находится в неопределенности. То, что произошло, означает возможные проблемы для вуза», – добавил Бордовский.

31 марта преподавательский состав вместо сорванной выборной конференции проголосовал за обращение к министру образования Дмитрию Ливанову с просьбой назначить исполняющим обязанности Виталия Кантора. Аналогичное обращение поддержали в петербургском ЗакСе. С речью на комиссии по образованию в понедельник, 4 апреля, выступил депутат, почетный профессор РГПУ Алексей Воронцов: «В министерстве ведут себя неоднозначно, по неофициальным данным, нам пришлют стороннего человека. Я мог бы даже назвать имя, кому это нужно, но здесь пресса».

Неофициально в ректорском сообществе и Законодательном собрании говорят, будто бы срыв выборов в РГПУ является некой многоходовкой. Якобы ее итогом должно стать назначение в качестве и.о. ректора Тарасова, а после – тот должен повести вуз к объединению с СПбГУ. Авторство этого плана приписывают руководству СПбГУ.

Стоит отметить, что сама по себе идея подобного слияния не нова. Ее и ранее периодически поднимали на различных совещаниях в профильном министерстве. Еще в 2008 году вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов озвучивал мысль о необходимости слияния педагогических университетов с классическими: «Я бы жестко отметил, что сохранение развития качественного педобразования не тождественно сохранению и развитию педвузов. Есть, во-первых, другие уровни образования, педколледжи, ИПК, во-вторых, есть масса непрофильных вузов, в которых успешно реализуется программа педагогического образования».

Более того, тенденцией последних лет стало укрупнение и объединение государственных вузов схожей направленности. Так, например, в конце 2012 года произошло объединение ФИНЭКа, ИНЖЭКОНа и ГУСЭ. С момента слияния вузы даже набрали несколько позиций в рейтингах вузов (так, по данным рейтинга «Эксперта РА», в 2012 году ИНЖЭКОН занимал 41-ю строчку в топ-100 России, а в 2015-м СПбГЭУ – уже 34-ю позицию).

Впрочем, собеседники «Фонтанки» без энтузиазма говорят об идее объединить РГПУ и СПбГУ и настаивают на том, что преподавательский состав должен самостоятельно решать, как развиваться вузу. Между тем даже сами собеседники «Фонтанки» говорят о том, что никаких документов о предполагаемых намерениях слияния попросту нет. Советник ректора СПбГУ Николая Кропачева Иван Засурский также сообщил, что не видит оснований предполагать, что такие дискуссии ведутся: «У университета нет проблем ни со зданиями, ни со студентами. А Николай Михайлович (ректор СПбГУ. - Прим. ред.) борется сейчас за качество, а не за количество».

Не поддержал конспирологии об объединении вузов и областной чиновник Сергей Тарасов, которого прочат на место и.о.: «Сам я предлагать свою кандидатуру на и.о. не собираюсь, собирается ли Минобр выдвигать меня, не знаю - это надо у них уточнять. Что касается объединения, то таких идей у меня не было. Это мой родной вуз, никаких подобных планов я не имел».

Остается только добавить, что Университет имени Герцена – один из последних оплотов вузовской демократии в стране. В Министерстве образования взяли курс на переход к системе вертикали власти в сфере образования. Так, выборы в МГУ и СПбГУ упразднены. В ряде вузов в Петербурге уже несколько лет управляют исполняющие обязанности ректора (например, в Академии им. Штиглица и Полярной академии), в иных российских высших учебных заведениях изменили уставы, передав полномочия по выбору руководства Министерству образования (например, в МПГУ). В Северной столице ректоров пока еще выбирают в Лесотехническом университете, университете им. Лесгафта, ИТМО, Технологическом институте, Аграрном и Горном университетах.

В Российском государственном педагогическом университете (РГПУ) имени Герцена застопорилась процедура выборов ректора. Аттестационная комиссия Министерства образования до сих пор не согласовала кандидатуру и. о. ректора университета Сергея Богданова, хотя заседание по этому вопросу состоялось три недели назад. По словам собеседников “Ъ-СПб” в университетской среде, против утверждения господина Богданова выступает ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Кропачев, под началом которого он на протяжении шести лет работал на посту проректора.


«Кампания по выборам ректора РГПУ имени Герцена стартовала в начале марта. Кандидатов выдвинулось трое, все — сотрудники РГПУ: и. о. ректора Сергей Богданов, и. о. проректора Юлия Комарова и начальник управления по связям с общественностью Андрей Тумалев. Выдвижение господина Богданова, согласно данным на сайте РГПУ, поддержал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Процедура подразумевает, что кандидаты допускаются до выборов только по согласованию с Министерством образования, которое проверяет их на соответствие квалификационным требованиям. Заседание аттестационной комиссии состоялось 25 апреля, однако решения о том, допускать ли кандидатов до выборов, в ведомстве до сих пор не приняли (чтобы выборы состоялись, Минобрнауки должно согласовать участие хотя бы двух человек). Примечательно, что в тот же день аттестационная комиссия рассматривала вопрос о выборах ректора Московского государственного педагогического университета, и решение о допуске кандидатов было принято еще 3 мая. Смена руководства двух главных педагогических вузов страны началась одновременно (см."Ъ" от 18.10.2016), когда чиновники Минобрнауки выступили с программным заявлением: они сказали, что подготовка учителей "определяет нашу национальную безопасность", и пообещали сосредоточиться на "сохранении и укреплении национально-культурной и гражданской идентичности личности педагога".

В управлении по связям с общественностью РГПУ вчера заявили “Ъ-СПб”, что официального решения аттестационной комиссии еще не получили. В Министерстве образования не ответили на запрос "Ъ" о причинах задержки с вынесением решения.

При этом, как утверждают три собеседника “Ъ-СПб”, резко против согласования кандидатуры господина Богданова на заседании аттестационной комиссии выступил ректор СПбГУ Николай Кропачев. О том, что отношения между Николаем Кропачевым и Сергеем Богдановым "напряженные", говорят четыре источника “Ъ-СПб” в университетской среде.

РГПУ имени Герцена Сергей Богданов возглавил в октябре прошлого года. До этого он на протяжении шести лет занимал пост проректора СПбГУ, получив повышение после того, как университетом стал руководить Николай Кропачев. Однако два источника “Ъ-СПб” в РГПУ и СПбГУ утверждают, что господин Богданов всегда был ориентирован более на экс-ректора СПбГУ, а сейчас — президента университета Людмилу Вербицкую, чем на Николая Кропачева, и именно при ее поддержке получил пост и. о. ректора РГПУ им. Герцена. Во время ректорства Людмилы Вербицкой Сергей Богданов стал деканом филфака. Отметим, что госпожа Вербицкая наряду с господином Кропачевым входит в состав аттестационной комиссии Минобразования. На звонки “Ъ-СПб” она не ответила.

Косвенно информацию о конфликте между Николаем Кропачевым и Сергеем Богдановым подтверждает тот факт, что в марте этого года на сайте СПбГУ стали появляться сообщения о нарушениях, допущенных господином Богдановым во время его работы в университете, оформленные как ответы на обращения граждан в виртуальную приемную. При этом фамилия господина Богданова, полгода как покинувшего университет, вынесена на стартовую страницу поиска по сайту СПбГУ в числе "наиболее частых запросов".

Более того, 28 апреля на ректорском совещании СПбГУ, согласно данным сайта, было принято решение передать в полицию материалы внутренней проверки, касающейся работы Ларисы Цветковой — экс-проректора СПбГУ, перешедшей вслед за Сергеем Богдановым на работу в РГПУ имени Герцена. Сама госпожа Цветкова в разговоре с “Ъ-СПб” назвала обвинения со стороны руководства СПбГУ "беспочвенными" и не исключила, что они могут быть связаны с ситуацией вокруг выборов ректора педагогического университета.

Пресс-служба СПбГУ официально подтвердила, что руководство университета передало в полицию материалы проверки и в отношении работы Сергея Богданова. В ГУ МВД Петербурга и Ленобласти, куда “Ъ-СПб” обратился за комментариями, попросили тайм-аут и пообещали ответить позднее. Сергей Богданов сказал “Ъ-СПб”, что из полиции информации об этом не получал: "не понимаю, о чем может идти речь". "Конфликта с Николаем Михайловичем (Кропачевым. — “Ъ-СПб” ) у меня не было. Когда я уходил из университета, он пожелал мне успеха. Видимо, что-то поменялось",- сказал он.

Отметим, Сергей Богданов был назначен и. о. ректора РГПУ после того, как в вузе сорвались предыдущие выборы руководства: один из двух кандидатов в последний момент снял свою кандидатуру (выборы ректора обязательно должны быть альтернативными). Если сейчас аттестационная комиссия Минобрнауки не допустит как минимум двух кандидатов до выборов, они также не состоятся, и в этом случае в университет с большой вероятностью будет назначен новый и. о. ректора.

Мария Карпенко, Анна Пушкарская, Дмитрий Маракулин

30/11/2016

Новый ректор (пока и.о.) Российского педагогического университета имени Герцена Сергей Богданов педагогику давно освоил на практике – у него шестеро детей. В новой должности он всего месяц, но уже готовит план переустройства вуза.


Н овый глава РГПУ хочет соединиться в едином пространстве с СПбГУ (откуда пришел сам), увеличить в несколько раз бюджет и открыть детский сад. О планах по развитию педагогического образования в Петербурге исполняющий обязанности ректора РГПУ им. Герцена Сергей БОГДАНОВ рассказал «Городу 812».

«Я не должен выполнять какие-то задания»

Ваше назначение и.о. ректора для многих стало сюрпризом. Одни говорят, что за этим стоит нынешний ректор СПбГУ Николай Кропачев. Другие - что вы человек Людмилы Вербицкой. А как на самом деле всё было?
- Не знаю, почему мое назначение стало сюрпризом. Мне кажется, я всю жизнь к нему готовился и оно совершенно не случайно. Я 44 года отдал Большому университету - был деканом филологического факультета, директором университетского издательства, проректором. Значительная часть моей работы была связана с педагогикой. Мы создали новое поколение вузовских учебников в сфере дисциплин современной русистики, новую школьную линейку по русскому языку, реализовали много других проектов, ориентированных на систему образования.

С Людмилой Алексеевной Вербицкой меня связывает огромное количество лет совместной работы и дел, которые мы сделали вместе. С Николаем Михайловичем Кропачевым мы тоже знакомы давно, вместе строили Санкт-Петербургский университет в то время, когда ректором была Людмила Алексеевна. Я работал в его команде, после того как он стал ректором СПбГУ. У нас были общие свершения, были споры и были моменты, когда мы по-разному смотрели на вещи, но, тем не менее, это не разрушило наши отношения.

Не думаю, что меня можно назвать человеком Николая Михайловича. Но и человеком Людмилы Алексеевны тоже нельзя назвать. В том смысле, что я не должен выполнять какие-то задания в части управления вузом, которые мне, кстати, и не давали ни Николай Михайлович, ни Людмила Алексеевна. Я с уважением отношусь к Николаю Михайловичу. И с огромным уважением и любовью отношусь и всегда буду относиться к Людмиле Алексеевне. Если говорить о том, чей я человек, я бы предпочел формулировку: я человек Большого университета. Надеюсь, что теперь стану человеком Герценовского университета. Сейчас создаю свою команду.

- Возьмете в команду тех, кто уже работает в вузе, или приведете новых?
- Конечно, возникнут новые люди. Некоторые приходят из Большого университета. Это нормально. Главное, чтобы перестановки не сказались негативно на интересах Большого университета или Герценовского. Эти вузы тесно связаны, и они должны быть в едином пространстве - в хорошем смысле этого слова. Кстати, со многими ведущими учеными Герценовского университета я создавал совместные научные и образовательные программы уже с конца 80-х годов прошлого века.

- То есть возможно объединение РГПУ с СПбГУ?
- Я считаю, что оно нецелесообразно. У Николая Михайловича, ректора СПбГУ, есть свои задачи, и брать дополнительную ответственность ему смысла нет. С другой стороны, городу нужен университет, ориентированный на педагогическую сферу, который станет частью единого общероссийского образовательного пространства. Что входит в это пространство? Министерство образования и науки, Российская академия образования, ведущие вузы - например Московский педагогический госуниверситет и наш университет, затем общественные профессиональные объединения и, наконец, региональные органы управления образованием и ведущие вузы в регионах. Мы должны обеспечить функционирование единого образовательного пространства - это важно для существования нашей страны. Тогда и ресурсы будут более эффективно использоваться, и образовательная идеология будет общей. Сейчас мы готовим программу развития Герценовского университета, которая станет частью общероссийской программы развития педагогического образования в целом.

- Сейчас нет этого единого пространства?
- Нет. Хотите конкретный пример? Знаете, сколько разных учебников русского языка сегодня используется в школах? Более семидесяти! Понятно, что одним не обойдешься, должно быть хотя бы три-четыре линейки учебников, каждая со своей спецификой. Но не семьдесят! Это вопрос к экспертному сообществу. Должен быть достигнут консенсус - сколько линеек по русскому языку и каких нужно в школах.

«Бюджет маловат»

- На новой должности вы уже месяц. Что успели сделать за это время?
- Мы изменили конфигурацию управленческой структуры на уровне проректоров. Должность проректора по образованию была сокращена, но зато появились проректоры по правовым вопросам и по экономике. Кроме того, я встретился со всеми руководителями структурных подразделений вуза, а их около тридцати, и получил предложения по развитию каждой из этих структур. В ближайшие дни планирую провести встречи с коллективами преподавателей - все желающие смогут задать любые вопросы. По результатам этих встреч в течение трех-четырех недель планируем подготовить программу развития Герценовского университета - с целевыми индикаторами, с конкретными задачами по всем направлениям. После утверждения в министерстве будем реализовывать ее с установкой на создание единого образовательного пространства, о котором я говорил выше.

Одновременно с вашим назначением уволили ректора Московского педуниверситета Алексея Семенова. Это звенья одной цепи? Назначения связаны в рамках единого образовательного пространства?
- Может быть, и связаны. Но вопрос надо адресовать руководству министерства. Я хорошо знаю Семенова - он мне, кстати, звонил. И новый предполагаемый ректор московского педуниверситета тоже знаком со мной. Важно, чтобы два ведущих педагогических вуза страны вели совместную работу.

- Когда в РГПУ будут выборы ректора?
- Это зависит от учредителя - Министерства образования и науки. Я рад, что выборы будут, и надеюсь, они состоятся не в очень отдаленном будущем. У меня похожая ситуация была в СПбГУ. Тогда, в 1997-м, я почти год был и.о. декана филфака…

- Год - это много или мало?
- Год - это нормально, но совсем не обязательно ждать так долго. Думаю, нужно ориентироваться на полгода.

- Ставите вы пред собой амбициозные задачи - например, чтобы РГПУ попал в топ-100 лучших университетов мира?
- Подобные рейтинги - часть нашей жизни. Им нужно уделять внимание, но они не являются единственным мерилом эффективности. Я считаю, наш вуз имеет все основания, чтобы стать лидером педагогического образования в России. Но пока у нас бюджет маловат. Будем работать над тем, чтобы он увеличивался.

- За счет чего будете увеличивать бюджет?
- Конечно, деньги зарабатывать надо. Но в пределах своей научно-образовательной отрасли. Например, нужно увеличивать количество грантов…

- Будете требовать от преподавателей, чтобы они сами добывали гранты?
- Что касается формулировки вопроса, то, знаете, дьявол - в деталях. Прежде чем требовать что-то, нужно создать условия. Когда я был деканом филологического факультета СПбГУ, студенты часто сидели в коридорах на подоконниках, поставив ноги на батарею. Но я не мог запретить им этого до тех пор, пока не поставил в коридорах скамейки. Вот так же нужно решать и большие задачи - создавать условия, чтобы преподаватели могли получать гранты.

Кроме того, наш бюджет складывается из субсидий, которые выделяются на выполнение государственного задания. Надеюсь, что оно тоже будет расти. Рассчитываем на увеличение количества мест в магистратуре. Очень надеюсь, что построим отношения с регионами в части подготовки учителей нужной им квалификации. Планируем увеличивать количество иностранных студентов, расширять платное обучение, не снижая качества образования.

- РГПУ занимает много площадей в центре города. Планируете зарабатывать на аренде?
- С моей точки зрения, чем меньше площадей вуз сдает в аренду, тем лучше. Сейчас у нас имеется 18 договоров аренды. Полагаю, что некоторые из них точно будут расторгнуты.

«Зарплата наших преподавателей - 66 тысяч»

- На сколько конкретно вы хотите увеличить бюджет университета? И вырастут ли вслед за этим зарплаты?
- С удовольствием расскажу, во сколько раз мы увеличили бюджет, когда это получится. Любое увеличение бюджета, как правило, предполагает рост заработной платы. Одна из первоочередных задач - создать условия, чтобы сотрудники могли сконцентрировать усилия на основной работе, не отвлекаясь на дополнительные заработки. По имеющимся у меня сведениям, средняя зарплата преподавателей РГПУ сегодня составляет 66-67 тысяч рублей в месяц. В целом это меньше, чем в Большом университете, где люди получают 87-88 тысяч. Но и у нас в Герцена, например, есть подразделение, где средняя зарплата 92 тысячи рублей. Конечно, это средняя температура по больнице: некоторые получают сто тысяч и выше, а другие - 25-30 тысяч в месяц. Важно, чтобы разница между первыми и вторыми была не более чем в 4-5 раз. А если она составит, например, 15 раз, это грозит возникновением предреволюционной ситуации.

Говорят, в Герцена есть зарплаты и в 7 тысяч рублей. Столько получает в месяц секретарь или лаборант кафедры. Это нормально, на ваш взгляд?
- Это, конечно, не те деньги, за которые можно требовать серьезной работы. Но я знаю, как из 130 лаборантов сделать 70, и при этом их зарплата вырастет в два с лишним раза. Опыт такой оптимизации у меня есть.

- Сколько, на ваш взгляд, должен получать доцент или профессор?
- Трудно ответить. Скажем, у меня есть шестеро детей и некоторое количество близких людей, за которых я отвечаю, в частности, и материально. У другого профессора могут быть свои не менее важные и требующие внимания обстоятельства. Как определить, является ли предложенная зарплата достойной? Очень просто: посмотреть, идут ли к нам люди, хотят ли они у нас работать. Слава богу, пока в Герценовском университете проблемы колоссального оттока кадров нет.

- Во сколько раз зарплата ректора, на ваш взгляд, может быть выше средней по вузу?
- Есть утвержденные правила, которые определяют оклад ректора. В четыре раза, кажется. Я пока зарплату еще ни разу не получал. Надеюсь скоро получить и сравнить.

При университете появятся школа и детсад

- Вы всю жизнь работали в СПбГУ. Что оттуда вы хотели бы использовать в Педагогическом университете?
- Много такого. Например, по опыту Большого университета планируем открыть виртуальную приемную, куда любой может через Интернет обратиться с вопросом и получить ответ. Хотим перейти на эффективные контракты с сотрудниками. В таком контракте подробно расписано, что должен сделать преподаватель в период действия трудового договора. Например, не просто отработать в должности доцента, а отчитать лекции на английском или французском, подготовить монографию, подать определенное количество заявок на грант, два раза выступить с докладами на международных конференциях и так далее. В том же контракте прописана ответственность работодателя, который в случае выполнения задачи должен выплачивать надбавку, и прочее.

Нужно развивать педагогически ориентированную магистратуру - сейчас у нас меньше трех тысяч магистров. Усиливать практическую ориентированность преподавания. Наш бакалавриат должен стать не хуже, чем в лучших классических университетах. Я очень рассчитываю, что в структуре нашего университета появятся и детский сад, и школа. Наши студенты будут там работать и внедрять передовые педагогические методики. С предложениями по созданию таких баз практик ко мне уже обратились руководители наших подразделений.

- Как ваши дети и близкие отнеслись к вашему назначению? Нагрузка ведь увеличилась - хватает времени на всех?
- Работать приходится по 12-14 часов. Видеть всех стал гораздо меньше, но что делать? Близкие к этому привыкли: у меня всегда нагрузка была достаточно запредельной. С другой стороны, я надеюсь, что возможность делать что-то новое продлит активную фазу существования, и я смогу своим близким дать больше. Для меня лично это шанс построить что-то нужное для всех. Потому что главный смысл своей деятельности я всегда видел в части устройства коллективного существования.

То, что я исполняю обязанности ректора, это наивысшая точка моей карьеры в вузовской системе. Но это и серьезный вызов. Вуз наш замечательный, с богатой историей. Больше 16 тысяч студентов, коллектив очень квалифицированный. Из 1200 преподавателей больше трехсот - доктора наук, и более 800 - кандидаты наук. Проблем, конечно, много - как и в любой крупной организации. Их особенно важно решить сейчас, когда российской системе образования уделяется большое внимание. Потому что именно она должна определить будущее России. Моя задача - сделать вуз лидером педагогического образования в стране.

Росси́йский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т и́мени А. И. Ге́рцена (РГПУ имени А. И. Герцена ) - один из ведущих педагогических вузов Российской Федерации . С 1 января 2015 года полное официальное наименование - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена » . Единственный педагогический вуз, входящий в «Топ-100» вузов России по версии журнала «Эксперт » (45-е место, 2015) .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В Воспитательном доме сиротам давали не только пищу и кров, но и профессию. Здесь были заложены основы женского педагогического образования: созданы классы для подготовки гувернанток, наставниц, учительниц музыки, языков, каллистении (физической культуры). В 1837 году классы реорганизованы в Сиротский институт, получивший в 1855 году имя Императора Николая I. Для девочек из разночинных семей создан Александринский сиротский институт, который в 1905 году стал первым женским профессиональным училищем для подготовки нянь, модисток, учительниц для начальных разночинных школ .

    В 1903 году на базе коммерческих педагогических курсов Воспитательного дома был учреждён (с 1912 - Императорский). Он выпускал учительниц-предметниц для гимназий. Этот институт стал первым в стране государственным высшим учебным заведением для женщин.

    Образовательные подразделения

    Институты

    • Институт физической культуры и спорта
    • Институт детства
    • Институт музыки, театра и хореографии
    • Институт экономики и управления
    • Институт иностранных языков
    • Институт педагогики
    • Институт психологии
    • Институт компьютерных наук и технологического образования
    • Институт философии человека
    • Институт дефектологического образования и реабилитации (до 1.09.2016 - факультет коррекционной педагогики)

    Факультеты

    • Факультет безопасности жизнедеятельности
    • Факультет биологии
    • Факультет изобразительного искусства
    • Факультет математики
    • Факультет русского языка как иностранного.
    • Факультет истории и социальных наук
    • Факультет физики
    • Филологический факультет
    • Факультет химии
    • Юридический факультет

    Неучебные подразделения

    Музей истории Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

    Музей хранит письма, открытки, рисунки, фотографии с автографами известных ученых , писателей , артистов, композиторов , художников : В. М. Бехтерева , Л. Ф. Лесгафта, И. И. Толстого , В. А. Догеля , П. Ф. Каптерева , О. Ф. Берггольц , Л. Дудина, Е. А. Долматовского , Ю. В. Толубеева , Л. И. Егоровой и многих других.

    В фонде музея более 16500 фотографических материалов. Среди них - уникальные работы известных петербургских художников-мастеров фотодела К. К. Буллы , К. Штегемана, И. Оцупа и др. Несомненна ценность коллекции, отражающей подвиги герценовцев в тылу и на фронтах Великой Отечественной войны: вещи, фотоальбомы, дневники, боевые награды, книги с автографами и др. Профильные науки представлены в экспозициях зоологического и геологического отделов музея.

    Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Фёдоровны

    Фундаментальная библиотека университета - старейшая и крупнейшая вузовская библиотека России. Библиотека за время своего существования внесла огромный вклад в научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность университета.

    Архитектурно-ландшафтный комплекс университета

    Основная территория университета занимает большую часть квартала, ограниченного Невским пр., Казанской ул., Гороховой ул. и набережной реки Мойки (почтовый адрес - набережная реки Мойки, 48).

    В настоящее время существуют два входа на основную территорию - с Казанской улицы и с набережной реки Мойки у пересечения с Гороховой улицей. Вход осуществляется по электронным пропускам.

    На Мойке, 48 сооружения различных эпох (барокко, раннего классицизма, ампира, позднего классицизма), принадлежат к числу наиболее зрелых памятников соответствующих периодов истории зодчества. Архитектурный комплекс имеет оригинальный живописный облик благодаря свободной, асимметричной расстановке архитектурных сооружений, монументов, парковых композиций. Комплекс зданий, занимаемых Герценовским университетом, внесен ЮНЕСКО в список объектов мирового наследия, находящихся под международной охраной .

    Отдельные факультеты Герценовского университета расположены в других местах города.

    Главное здание

    Главное здание университета - дворец К. Г. Разумовского - находится по адресу набережная Мойки , д. 48 (архитекторы А. Ф. Кокоринов , Валлен-Деламот). С 1797 года во дворце размещался Петербургский Воспитательный дом , с 1834 года - сиротское отделение (с 1837 года - Николаевский сиротский институт), с 1918 года - педагогический институт (ныне Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена).

    Весь второй этаж здания пронизывает коридор, стены которого украшены картинами, посвященными прошлому воспитательного дома (в основном пейзажи). Расширения коридора образуют три зала - Попечительский, Императорский и Ректорский (с севера на юг). В этих залах собраны портреты людей, сыгравших значительную роль в становлении и развитии Воспитательного дома, Ленинградского педагогического института, Герценовского университета.

    Сегодня дворец Разумовского, согласно внутриуниверситетской нумерации, - 5 корпус (он же - «главный корпус»). Сейчас в здании размещается руководство университета и некоторые службы. В парадных залах дворца проводятся научные конференции, конгрессы, круглые столы. Здесь же ежегодно проходит торжественное вручение красных дипломов лучшим выпускникам.

    Между 5 корпусом и Казанской улицей расположен «Мамкин сад» . Здесь, начиная с конца XVIII века, с юными питомцами Воспитательного дома гуляли няни-«мамки». Когда после революции все здания на Мойке были заняты высшим учебным заведением, здесь, в Мамкином саду, в небольшом двухэтажном флигеле ещё несколько лет функционировал детский очаг (приют для сирот). Позже детей перевели в другое место, флигель опустел. В начале XXI века обветшавшее здание было снесено и на его месте в саду была построена современная электроподстанция, копирующая внешний облик флигеля.

    Со стороны Казанской улицы сад ограничивает решётка, выполненная по проекту А. Н. Воронихина и являющаяся частью ансамбля Казанской площади.

    Другие здания на Мойке

    Соседнее здание (набережная Мойки, 52) - тоже здание бывшего Петербургского Воспитательного дома . Построено в начале XIX века , приобретено для Воспитательного дома в 1834 году . Перестроено в -1943 годах по проекту архитектора П. С. Плавова . Перед зданием в 1868 году был установлен бюст Ивана Ивановича Бецкого - увеличенная копия, выполненная скульптором А. П. Лаврецким с оригинала Я. И. Земельгака (1803 год).

    Другие здания в Санкт-Петербурге

    В западной и восточной частях Васильевского острова находятся соответственно музыкальный (пер. Каховского у площади Балтийских Юнг) и филологический факультеты (1-я линия В. О. неподалеку от Тучкова моста); последний занимает историческое здание также филологической Академии Российской , и традиции словесности не прерывались в этих стенах практически с начала XIX века.

    Факультет, где готовят учителей труда (технологии и предпринимательства), находится на Вознесенском проспекте. Институт народов Севера и факультет безопасности жизнедеятельности располагаются в Кировском районе на проспекте Стачек, факультет физической культуры расположен на Лиговском проспекте. Институт детства находится на Московском проспекте почти напротив ст. метро «Фрунзенская». Здесь готовят учителей начальных классов, а также работников дошкольного образования.

    Памятники и иные достопримечательности
    • В 1868 году перед нынешним 1 корпусом был открыт бронзовый бюст И. И. Бецкого. Бюст скопирован (в увеличенном виде) скульптором Н. А. Лаверецким с мраморного бюста работы Я. И. Земельгака (1803 г.).
    • Перед главным корпусом 30 июня 1961 года был открыт памятник Константину Дмитриевичу Ушинскому работы скульпторов В. В. Лишева и В. М. Яковлева.
    • На первом этаже главного корпуса располагается гипсовый бюст Александра Ивановича Герцена.
    • В Фундаментальной библиотеке им. императрицы Марии Фёдоровны располагается гипсовый бюст благотворительницы.
    • За главным корпусом, в Мамкином саду, находится закладной камень будущего памятника пеликану, который в начале 2000-х обещал подарить РГПУ им. А. И. Герцена ФК «Зенит ».
    • В 2009 году между 20 корпусом и зданием профилактория был открыт памятник Конфуцию - дар университету от генерального консульства КНР в Санкт-Петербурге. На церемонии присутствовали генеральный консул Эрлун Тянь и первый проректор Шанхайского университета иностранных языков Цзиньхуа Тянь. В 20 корпусе на 1 этаже размещается Китайский культурный центр.
    Агробиологическая станция

    Агробиостанция (АБС) РГПУ им. А. И. Герцена расположена в посёлке Вырица Гатчинского района Ленинградской области, является учебно-методической и научной базой факультета биологии. Здесь студенты 1-3 курсов проходят учебную практику и проводят эксперименты по темам выпускных квалификационных работ.

    АБС РГПУ функционирует с 1937 года как подразделение факультета биологии для проведения учебных полевых практик по биологическим, географическим и сельскохозяйственным дисциплинам. На агробиологической станции организованы и успешно реализуются отделы полеводства, овощеводства, плодово-ягодных культур, животноводства (домашняя птица, кролики, пчёлы), физиологии растений, систематики растений, генетики, метеорологии, краеведения, декоративного цветоводства и древесно-кустарниковых пород. Здесь проводятся исследования по экологическому мониторингу реки Оредеж , её притоков и пойменных водоемов.

    Геостанция «Железо»

    Геостанция «Железо» расположена в местечке Железо Лужского района Ленинградской области. Здесь студенты факультета географии проходят практики по топографии, метеорологии, геоморфологии, почвоведению, гидрологии, ландшафтоведению, геоботанике, зоогеографии и др. Также сюда приезжают на практики студенты факультетов биологии и физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена.

    Внеучебная деятельность

    Студенческое научное общество (СНО)

    Целью студенческих научных обществ является развитие студенческой научной деятельности. На каждом факультете есть своё студенческое научное общество с выборным председателем-студентом и куратором-преподавателем. На крупных факультетах помимо общефакультетского СНО есть СНО отдельных кафедр. На заседаниях СНО с докладами могут выступать как сами студенты, аспиранты, так и приглашённые признанные учёные; в рамках СНО проводятся презентации научных монографий, дискуссии. Докладом студента часто становится часть его курсовика, бакалаврской или магистерской квалификационной работы, вынесенная на суд коллег.

    С 2013 года на факультете социальных наук ОДРИ (Общество друзей русской истории - объединение выпускников одноименной кафедры, имеющих учёную степень) проводит конкурс на лучший студенческий доклад в рамках СНО кафедры русской истории.

    Студенческий Дворец Культуры

    Студенческий дворец культуры является центром всей творческой и культурной деятельности университета. СДК функционирует с целью поддержки и поощрения студенческого творчества; повышения качества существующих и разработки новых форм досуга учащихся; обучения студентов методам и формам культурно-массовых мероприятий, подготовки к внеклассной педагогической деятельности.

    СДК предлагает учащимся университета широкий спектр возможностей раскрытия творческого потенциала, предоставляет для этого концертные и репетиционные площадки: праздничный Колонный зал, концертный зал, расположенный в 20 корпусе, танцевальный класс 3 корпуса.

    Кроме того, на территории СДК ежегодно проходят День открытых дверей Университета, тематические выставки, ярмарки вакансий, международные семинары, лекции, конференции, юбилейные концерты факультетов, внутриуниверситетские игры КВН и многое другое.

    До сентября 2011 года на базе СДК находился Театр Ювента , проводивший праздники 1 сентября, фестивали «Первокурсник» и «Эхо Весны». Также коллективом театра были организованы Дни Университета и новогодние ёлки для сотрудников университета. Театр занимался постановкой спектаклей и мюзиклов, которые были представлены на международных фестивалях и конкурсах. Студенты университета проходили обучение по различным направлениям: режиссура, актёрское мастерство, эстрадный вокал, современный танец, история кино. Ежегодно в июне проводились режиссёрские экзамены и зачёты, а также открытые занятия и мастер-классы.

    Студенческие СМИ

    В Герценовском университете силами студентов выходит в свет ряд газет и журналов.

    «Жизнь зовёт!»

    Стенная газета факультета математики. Выходит без перерывов с 1960-х годов. Долгое время выпускалась дважды в год - на Новый год и 8 марта. С 2010 года стала выходить ежемесячно. В газете публикуются статьи о жизни факультета, школьных практиках, интервью с преподавателями и стихи студентов.

    «Двадцатый корпус»

    Стенная газета факультета социальных наук, дополнительно печатающаяся тиражом 10 экз. (распространяется на кафедрах факультета; один экземпляр идёт в музей университета). Выпускается ежемесячно с 2002 года.

    В 2007 году в свет вышло монографическое исследование, посвящённое истории газеты «Двадцатый корпус».

    С 2010 года ежегодно в декабре подводятся итоги конкурса «Золотое перо „Двадцатого корпуса“». Жюри, состоящее из профессиональных журналистов - выпускников факультета социальных наук, определяет лучшие материалы (в нескольких номинациях) из опубликованных за год в газете.

    «Герценовский колокол»

    Газета, выпускающаяся студенческим советом РГПУ им. А. И. Герцена. Основана в 2005 году. Выходит в свет как приложение к официальной университетской газете «Педагогические вести».

    «M" News»

    Газета института музыки, театра и хореографии. Много внимания уделяется различным аспектам творчества. Издание выходит в свет нерегулярно.

    Студенческий спорт

    Футбол

    На каждом факультете Герценовского университета есть футбольная команда. Все они объединены в Герценовский футбольный союз по мини-футболу. Каждый год в вузе проходит ряд турниров.

    Есть несколько команд по женскому мини-футболу.

    Шахматы

    При кафедре Физической культуры есть шахматная секция, занятия которой могут посещать студенты любого факультета.

    Независимо от этого на факультете информационных технологий (2 корпус 2 этаж) в коридоре на столике стоит шахматная доска с фигурами - здесь когда угодно без спроса могут играть все желающие.

    Настольный теннис

    В РГПУ им. А. И. Герцена на базе университетского элитарного клуба настольного тенниса и кафедры Физической культуры в 2012 году была сформирована сборная, принимающая участие в межвузовском чемпионате.

    Спортивное ориентирование

    Студент любого факультета может записаться на спортивное ориентирование. Каждый месяц в одно из воскресений, не смотря ни на какие погодные условия, студенты с преподавателем выезжают за город и проходят несколько километров по живописным туристическим тропам.

    Спортивное "Что? Где? Когда?

    В 2008 году на факультете социальных наук по инициативе студентов был создан клуб интеллектуальных игр «ГоловоМойка (48)». Идею поддержали преподаватели и учащиеся с других факультетов. В том же 2008 впервые был организован Закрытый чемпионат РГПУ им. А. И. Герцена, ставший, позже, традиционным.

    Команды собираются на тренировки и участвуют в городском межвузовском чемпионате по «Что? Где? Когда?».

    Храм свв. апостолов Петра и Павла

    На территории РГПУ им. А. И. Герцена есть действующая церковь - храм святых апостолов Петра и Павла. Он располагается в 20 корпусе, в помещении бывшей домовой церкви при Императорском училище глухонемых. В течение 70 лет советской власти помещение использовалось по-разному, в основном - как студенческий театр. Помещение было передано под нужды РПЦ в 1999 году, хотя первая служба после 70-летнего перерыва была проведена ещё в 1997. Примечательно, что этот храм - одно из немногих мест в Санкт-Петербурге, где ведутся православные богослужения с сурдопереводом. Церковь располагается на 3 этаже учебного корпуса, однако, имеет особый вход и отдельную лестницу. В 2013 году в проёме заделанного окна, на стене за алтарём храма, силами общины церкви был установлен образ Спасителя. Он является копией фрески архимандрита Зенона (Теодора) из Феодоровского собора.

    СПб. : Политехника-сервис, 2009. - С. 16-20. - 126 с. РГПУ имени А. И. Герцена -13-9. // Портал-Credo.Ru . - 23.03.2006.

    В марте 2016 года педагогический университет им. Герцена должен был выбрать нового ректора. Действующий глава вуза Валерий Соломин, пришедший на эту должность пять лет назад, принял решение уйти - летом ему исполнится 65. В декабре 2015 года было объявлено о начале проведения выборной процедуры. «Наследство» преемнику Соломина перепадает неплохое.

    На сегодняшний день РГПУ имени Герцена включает 21 факультет, 89 направлений подготовки докторантов и аспирантов, 3 филиала: в Выборге, Волхове и Дагестане. Материально-техническую базу университета (без учета филиалов) составляют 67 зданий общей площадью 145 тысяч кв. м. В постоянном пользовании находится 18 земельных участков общей площадью 57 га. Имеется собственный профилакторий, здравпункт, типография, общежития для проживания студентов в черте города. Ежегодно РГПУ получает почти миллиард рублей в качестве субсидии из федерального бюджета, столько же - из других источников. На дневном, заочном и вечернем отделениях обучается более 20 тысяч студентов и аспирантов.

    Как рассказал «Фонтанке» президент РГПУ им. Герцена Геннадий Бордовский, вуз выдвинул на пост ректора три кандидатуры: первого проректора университета Сергея Гончарова, проректора по международному сотрудничеству Дмитрия Бойкова и проректора по учебной работе Виталия Кантора.

    «Они все разного возраста, разного опыта, но имеют необходимую квалификацию, почетное звание и ученые степени. С вузом они связаны много лет», – отметил Бордовский. Также на участие в выборах ректора заявился самовыдвиженец, председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов.

    В университете «варяга» встретили напряженно, но были уверены, что проректоры смогут составить ему конкуренцию, досконально зная о проблемах вуза. Но потом стали происходить события, которые поставили под сомнение безоговорочную победу вузовского кандидата. Для начала по неизвестным причинам были сняты с выборов Бойков и Гончаров. «Аттестационной комиссией было отсеяно два кандидата, но по каким критериям, неизвестно. Комиссия их не сообщает, и это непрозрачно. Иначе мы могли бы знать, почему тот или другой кандидат не допущен», – пояснил Бордовский.

    После отсеивания в Минобре кандидаты начали предвыборную кампанию. И Тарасов, и Кантор представили коллективу свои программы развития университета. Кантор утверждал, что РГПУ идет по правильному пути развития, и он намерен этот путь поддерживать, программа Тарасова построена из обратного утверждения - альма-матер педагогики необходимо поднимать с колен. В числе проблем вуза Тарасов перечисляет, например, позиционирование абитуриентами вуза себя менее успешными, чем абитуриенты классических университетов, снижение привлекательности вуза, недооценку значимости гуманитарной подготовки.

    Как говорит президент вуза Бордовский, встречи с преподавательским составом проходили доброжелательно, общение было конструктивным: «Претензий ни у кого не было. Все ходили на встречи, дискутировали. У Кантора, конечно, видение проблем университета в целом и больше изнутри. Тарасов активно позиционировал себя как человек, имеющий тесные связи с министерством, и говорил о поддержке со стороны ведомства».

    В начале марта университет отправил в Минобрнауки бумаги с предложением согласовать дату выборов на 31 марта, однако никакого ответа не получил. «Мы неоднократно к ним обращались с просьбой ускорить момент назначения даты выборов, однако реакции не последовало. Неожиданно 30 марта, перед конференцией, Тарасов принес заявление о снятии своей кандидатуры. А это автоматически означает, что выборную кампанию придется проводить заново», – рассказал Бордовский.

    Ни коллективу, ни пока еще ректору вуза Тарасов свое «дезертирство» не объяснил. Не смог он этого сделать и в разговоре с «Фонтанкой»: «Вы знаете, в соответствии с положением, любой кандидат имеет право сняться с выборов в любой момент. Какие у меня были мотивы, я не буду комментировать. В любом случае университет не останется без руководства, не вижу никакой трагедии, назначат и.о., потом - снова выборы».

    Вот как раз в этом - назначении и.о. – в РГПУ трагедию видят. Так как выборы сорваны, Минобразования, после того как закончится действие договора нынешнего ректора Соломина, может назначить исполняющего обязанности по собственному усмотрению и на неопределенный срок.

    «Снимая свою кандидатуру, Тарасов заведомо шел на срыв выборов. Он мог донести информацию о своем нежелании участвовать в выборах до конференции по-другому. Теперь же пришедший со стороны человек может долгое время оставаться на этой должности, сможет уволить, кого захочет, и тем самым подстроить трудовой коллектив под нужный ему результат на выборах», – говорит профессор кафедры русской литературы, депутат ЗакСа Александр Кобринский.

    «Коллектив находится в неопределенности. То, что произошло, означает возможные проблемы для вуза», – добавил Бордовский.

    31 марта преподавательский состав вместо сорванной выборной конференции проголосовал за обращение к министру образования Дмитрию Ливанову с просьбой назначить исполняющим обязанности Виталия Кантора. Аналогичное обращение поддержали в петербургском ЗакСе. С речью на комиссии по образованию в понедельник, 4 апреля, выступил депутат, почетный профессор РГПУ Алексей Воронцов: «В министерстве ведут себя неоднозначно, по неофициальным данным, нам пришлют стороннего человека. Я мог бы даже назвать имя, кому это нужно, но здесь пресса».

    Неофициально в ректорском сообществе и Законодательном собрании говорят, будто бы срыв выборов в РГПУ является некой многоходовкой. Якобы ее итогом должно стать назначение в качестве и.о. ректора Тарасова, а после – тот должен повести вуз к объединению с СПбГУ. Авторство этого плана приписывают руководству СПбГУ.

    Стоит отметить, что сама по себе идея подобного слияния не нова. Ее и ранее периодически поднимали на различных совещаниях в профильном министерстве. Еще в 2008 году вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов озвучивал мысль о необходимости слияния педагогических университетов с классическими: «Я бы жестко отметил, что сохранение развития качественного педобразования не тождественно сохранению и развитию педвузов. Есть, во-первых, другие уровни образования, педколледжи, ИПК, во-вторых, есть масса непрофильных вузов, в которых успешно реализуется программа педагогического образования».

    Более того, тенденцией последних лет стало укрупнение и объединение государственных вузов схожей направленности. Так, например, в конце 2012 года произошло объединение ФИНЭКа, ИНЖЭКОНа и ГУСЭ. С момента слияния вузы даже набрали несколько позиций в рейтингах вузов (так, по данным рейтинга «Эксперта РА», в 2012 году ИНЖЭКОН занимал 41-ю строчку в топ-100 России, а в 2015-м СПбГЭУ – уже 34-ю позицию).

    Впрочем, собеседники «Фонтанки» без энтузиазма говорят об идее объединить РГПУ и СПбГУ и настаивают на том, что преподавательский состав должен самостоятельно решать, как развиваться вузу. Между тем даже сами собеседники «Фонтанки» говорят о том, что никаких документов о предполагаемых намерениях слияния попросту нет. Советник ректора СПбГУ Николая Кропачева Иван Засурский также сообщил, что не видит оснований предполагать, что такие дискуссии ведутся: «У университета нет проблем ни со зданиями, ни со студентами. А Николай Михайлович (ректор СПбГУ. - Прим. ред.) борется сейчас за качество, а не за количество».

    Не поддержал конспирологии об объединении вузов и областной чиновник Сергей Тарасов, которого прочат на место и.о.: «Сам я предлагать свою кандидатуру на и.о. не собираюсь, собирается ли Минобр выдвигать меня, не знаю - это надо у них уточнять. Что касается объединения, то таких идей у меня не было. Это мой родной вуз, никаких подобных планов я не имел».

    Остается только добавить, что Университет имени Герцена – один из последних оплотов вузовской демократии в стране. В Министерстве образования взяли курс на переход к системе вертикали власти в сфере образования. Так, выборы в МГУ и СПбГУ упразднены. В ряде вузов в Петербурге уже несколько лет управляют исполняющие обязанности ректора (например, в Академии им. Штиглица и Полярной академии), в иных российских высших учебных заведениях изменили уставы, передав полномочия по выбору руководства Министерству образования (например, в МПГУ). В Северной столице ректоров пока еще выбирают в Лесотехническом университете, университете им. Лесгафта, ИТМО, Технологическом институте, Аграрном и Горном университетах.

     
Статьи по теме:
Гадание на судьбу: полный расклад и значение карт
Обычная игральная колода является наиболее упрощенной версией карт Таро. На этих картах можно так же гадать, как и на магической колоде. Стоит сказать и о том, что из-за четырех мастей и множества карт по конкретной масти, о человеке, который занимается г
Лечение гонореи. Гонорея у женщин. Клиника (симптомы), диагностика и лечение гонореи Хирургическое лечение гонореи
Период развития болезни от попадания болезнетворных бактерий гонококка до появления первых признаков заболевания составляет от 2-х дней до 2-х недель. Первые признаки, указывающие на заражение, начинают появляться, как правило, через 3 дня. Бактерии прекр
Мартин фробишер - необычные истории из истории
Уникальнейшая роза Мартин Фробишер по благородству и изысканности своей не уступает другим сортам садовых цветов. Красота их несомненна и бесспорна для создания прелестных цветников и парковых аллей.Роза парковая - Мартин ФробишерРозы селекции Канады Март
Энциклопедия Кольера - вильгельм i оранский В каком событии принимал участие вильгельм оранский
Вильгельм Оранский. Мятежный принц [Люди эпохи завоеваний] ван Роосбрек Роберт ВИЛЬГЕЛЬМ ОРАНСКИЙ И НИДЕРЛАНДЫНикогда еще в истории габсбургских Нидерландов, а возможно, и всей Западной Европы, не было личности, более противоречивой чем Вильгельм Насс