Гамбургский счет. Гамбургский счет - идиоматическое выражение Что значит фраза по гамбургскому счету

. «Гамбургский счёт» представлял собой действительное соотношение силы и мастерства цирковых борцов, тогда как на арене цирка победитель схватки определялся по договорённости заранее:

Гамбургский счёт - чрезвычайно важное понятие.
Все борцы, когда борются, жулят и ложатся на лопатки по приказанию антрепренёра .
Раз в году в гамбургском трактире собираются борцы.
Они борются при закрытых дверях и завешанных окнах.
Долго, некрасиво и тяжело.
Здесь устанавливаются истинные классы борцов, - чтобы не исхалтуриться.
Гамбургский счёт необходим в литературе.
По гамбургскому счёту - Серафимовича и Вересаева нет.
Они не доезжают до города.
В Гамбурге - Булгаков у ковра.
Бабель - легковес.
Горький - сомнителен (часто не в форме).

Легенда, поведанная литератором, не нашла подтверждений. Историкам Гамбурга и современным хозяевам ресторанов ничего не известно о состязаниях борцов, якобы проходивших в старину в гамбургском трактире . К. В. Душенко считает, что «гамбургский счёт» - собственное выражение Шкловского . Сомнения добавляет тот факт, что И. М. Поддубному , возраст которого имел существенное значение для сюжета его рассказа, в 1924 году исполнилось только 53 года, а боролся он действительно до 70‑ти .

Определение Виктором Шкловским места «у ковра» для Михаила Булгакова последним было воспринято как оскорбительное, намекающее на клоуна, который у ковра развлекал в цирке публику. Это осложнило отношения между двумя писателями . Намёк на клоуна, впрочем, усмотрели не все. Так в письме к литературоведу Станиславу Рассадину Виктор Конецкий высказывал иное понимание ранжирования писателей у Шкловского:

В который раз наткнулся на упрёк В. Б. Шкловскому в адрес Булгакова: «у ковра» (то есть выводится из игры!). Это некий массовый психоз, ибо выражение обозначает высокий комплимент и предсказание «гамбургской борьбы» и победы в ней. Написано сие «у ковра» в 1924 году. В книге напечатано в 1928 году. Понимать выражение, мне кажется, следует:
1. Булгаков уже приехал в Гамбург. А Серафимович или Вересаев туда даже приблизиться не могут.
2. Булгаков уже СТОИТ у ковра, ибо допущен к соревнованиям высшего пилотажа (это в 1924 году!).
3. Хлебников с ковра уже сошёл, ибо уже победил.

4. Бабель уже принимал участие в драке, но, по мнению В. Б. Ш., легковес. Горький же часто не в форме, то есть его на ковре могут просто-напросто придушить - старенький уже.

Позднее Шкловский признавал свой пролог неправильным .

Распространение

Благодаря одноимённой книге Виктора Шкловского, выражение «гамбургский счёт», получившее распространение в русском языке, стало крылатым и популярным не только в писательской среде, но и гораздо шире . В частности, психологами оно используется для выявления реального, а не официального места индивида в статусной иерархии .

…В первую очередь, «гамбургский счёт» актуален при работе социального психолога-практика с малыми группами, определении их актуального состояния и траектории развития, выявлении причин низкой функциональности как явных, так и потенциальных конфликтов…

Об этом говорит также Харри Вальтер, доктор филологических наук, профессор университета имени Эрнста Морица Арндта в Грайфсвальде .

За пределами русского языка это выражение вызывает трудности с переводом из-за отсутствия понятия в других языках и многозначности русского слова «счёт ». Дуглас Робинсон (англ.) русск. предлагает три варианта: англ. The Hamburg Score , The Hamburg Rankings, The Hamburg Account для названия работы Шкловского, отмечая, что англ. score, rankings лучше описывают аллюзию к соревнованиям борцов, но Ричард Шелдон (англ. Richard Sheldon ) при переводе использовал англ. account .

Существует предположение, что по ассоциации с «гамбургским счётом» Виктора Шкловского крылатым стало выражение «по большому счёту», появившееся позднее в романе Вениамина Каверина «Исполнение желаний» .

Примечания

  1. Гамбургский счёт (неопр.) (Национальная психологическая энциклопедия). vocabulary.ru. Дата обращения 12 сентября 2017.
  2. Шкловский В. Гамбургский счёт и по большому счёту // Вопр. культуры речи / Акад. наук СССР. Ин‑т рус. яз. Гл. ред. С. И. Ожегов . - М. : Наука , 1965. - Вып. 6. - С. 129-131. - 241 с. - 8500 экз.
  3. Шкловский В. Гамбургский счёт . - Л. : Изд‑во писателей в Ленинграде, 1928. - С. 5. - 247 с. - 4000 экз.
  4. Мягков Б. С. Булгаковская Москва. - М. : Моск. рабочий, 1993. - С. 120-126. - 222 с. - ISBN 5-239-01439-6 .
  5. Дом Грибоедова // Булгаковская энциклопедия / Б. В. Соколов . - М. : Локид: Миф, 1996. - С. 191-198. - 592 с. - ISBN 5-320-00143-6 . - ISBN 5-87214-028-3 .
  6. По гамбургскому счёту // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / [авт.-сост. Вадим Серов]. - М. : Локид-пресс, 2004. - 877, с. - 2000 экз. - ISBN 5-320-00323-4 .
  7. Душенко К. В . Словарь современных цитат : 4300 ходячих цитат и выражений XX в., их источники, авт., датировка. - М. : Аграф, 1997. - С. 406. - 628, с. - ISBN 5-7784-0031-4 .
  8. Поддубный Иван Максимович / В. И. Линдер // Перу - Полуприцеп. - М. : Большая российская энциклопедия, 2014. - С. 541-542. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 26). - ISBN 978-5-85270-363-7 .
  9. Белозерская-Булгакова Л. Е . О, мёд воспоминаний . - Анн-Арбор, Мичиган: Ардис , 1979. - С. 45. - 134 с. - ISBN 0-88233-318-6 .
  10. Конецкий В. В . Эхо : (Вокруг и около писем читателей). - 2‑е изд., испр. и доп. - СПб. : Блиц, 2001. - С. 324-325. - 453, с. - 3000 экз. - ISBN 5-86789-142-9 .
  11. Putin hat da noch eine Hamburger Rechnung offen (нем.) . Die Welt (24.10.2014). Дата обращения 15 сентября 2017.
  12. Вальтер Харри. О двух «немецких» эптонимах в русском языке (Гамбургский счёт; Кто опаздывает, того наказывает история) (неопр.) . Проблемы истории, филологии, культуры (2011). Дата обращения 12 сентября 2017.
  13. The Hamburg Score (англ.) . dalkeyarchive.com. Дата обращения 14 сентября 2017.
  14. The Hamburg Score (англ.) . the complete review. Дата обращения 14 сентября 2017.
  15. Joshua Cohen. The Formalist’s Formalist: On Viktor Shklovsky (неопр.) . forward.com (November 20, 2007). Дата обращения 14 сентября 2017.

Выражение «гамбургский счёт» означало намерение русских цирковых борцов конца XIX - начала XX века выявить в своей среде действительно самого сильного. Обычно на арене цирка победитель схватки определялся заранее - по договорённости. Но один раз в году борцы, будто бы сходившиеся вдали от публики и работодателей в гамбургском трактире, выясняли в честной борьбе, кто же из них на самом деле сильнее других .

Гамбургский счёт - чрезвычайно важное понятие.
Все борцы, когда борются, жулят и ложатся на лопатки по приказанию антрепренёра .
Раз в году в гамбургском трактире собираются борцы.
Они борются при закрытых дверях и завешанных окнах.
Долго, некрасиво и тяжело.
Здесь устанавливаются истинные классы борцов, - чтобы не исхалтуриться.
Гамбургский счёт необходим в литературе.
По гамбургскому счёту - Серафимовича и Вересаева нет.
Они не доезжают до города.
В Гамбурге - Булгаков у ковра.
Бабель - легковес.
Горький - сомнителен (часто не в форме).

Хлебников был чемпион.

Виктор Шкловский. Гамбургский счет. Л. 1928

Определение Виктором Шкловским места «у ковра» для Михаила Булгакова было оскорбительным из-за намёка на клоуна, который у ковра развлекал в цирке публику. Это послужило причиной осложнения отношений между двумя писателями . Известно, что Шкловский позднее изменил своё мнение .

Существует предположение, что по ассоциации с «гамбургским счётом» Виктора Шкловского стало крылатым выражение «по большому счёту», появившееся позднее в романе Вениамина Каверина «Исполнение желаний» .

Распространение

Легенда Ивана Поддубного не нашла документальных подтверждений, историкам Гамбурга и современным хозяевам ресторанов ничего не известно о состязаниях борцов, проходивших в гамбургском трактире на рубеже XIX и XX веков. Тем не менее, благодаря одноимённой книге Виктора Шкловского, выражение «гамбургский счёт», получившее распространение в русском языке, стало крылатым и популярным не только в писательской среде, но и гораздо шире .

Психологами оно используется, в частности, для выявления реального, а не официального места индивида в статусной иерархии .

…В первую очередь, «гамбургский счёт» актуален при работе социального психолога-практика с малыми группами, определении их актуального состояния и траектории развития, выявлении причин низкой функциональности как явных, так и потенциальных конфликтов…

За пределами русского языка это выражение вызывает трудности с переводом из-за отсутствия понятия в других языках и многозначности русского слова «счёт ». Дуглас Робинсон (англ.) русск. предлагает три варианта: англ. The Hamburg Score/Rankings/Account для названия работы Шкловского, отмечая, что англ. score, rankings лучше описывают аллюзию к соревнованиям борцов, но Ричард Шелдон при переводе использовал англ. account .

Напишите отзыв о статье "Гамбургский счёт"

Примечания

Литература

  • Вальтер Харри. // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2011. - № 3 . - С. 199-204 .
  • Jutta Limbach . Ausgewanderte Wörter. Eine Auswahl der interessantesten Beiträge zur internationalen Ausschreibung «Ausgewanderte Wörter». In: Deutscher Sprachrat, Goethe-Institut (Hrsg.): Wörter wandern um die Welt. Hueber, Ismaning 2006 (3. Auflage 2008), ISBN 978-3-19-107891-1

Ccылки

  • Виктор Шкловский. Гамбургский счет. - Ленинград: Издательство Писателей в Ленинграде, 1928. - 247 с. - 4000 экз.
  • Виктор Шкловский. Гамбургский счёт: Статьи, воспоминания, эссе (1914 - 1933). - Москва: Советский писатель, 1990. - 129 с.
  • Социальная психология. Словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

Отрывок, характеризующий Гамбургский счёт

Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.
Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Во йна впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое где крыши изб Бородина, кое где сплошные массы солдат, кое где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой, из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.
Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища.
Пуфф! – вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и бумм! – раздавался через секунду звук этого дыма.
«Пуф пуф» – поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум бум» – подтверждали звуки то, что видел глаз.
Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф… (с остановкой) пуф пуф – зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум… бум бум бум – отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах та та тах – трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами.
Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем.
– Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, – говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него.
Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана.
– К переправе! – холодно и строго сказал генерал в ответ на вопрос одного из штабных, куда он едет. «И я, и я», – подумал Пьер и пошел по направлению за генералом.
Генерал садился на лошадь, которую подал ему казак. Пьер подошел к своему берейтору, державшему лошадей. Спросив, которая посмирнее, Пьер взлез на лошадь, схватился за гриву, прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, чувствуя, что очки его спадают и что он не в силах отвести рук от гривы и поводьев, поскакал за генералом, возбуждая улыбки штабных, с кургана смотревших на него.

Генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат, шедших впереди его. Он пытался выехать из них то вправо, то влево; но везде были солдаты, с одинаково озабоченными лицами, занятыми каким то невидным, но, очевидно, важным делом. Все с одинаково недовольно вопросительным взглядом смотрели на этого толстого человека в белой шляпе, неизвестно для чего топчущего их своею лошадью.
– Чего ездит посерёд батальона! – крикнул на него один. Другой толконул прикладом его лошадь, и Пьер, прижавшись к луке и едва удерживая шарахнувшуюся лошадь, выскакал вперед солдат, где было просторнее.
Впереди его был мост, а у моста, стреляя, стояли другие солдаты. Пьер подъехал к ним. Сам того не зная, Пьер заехал к мосту через Колочу, который был между Горками и Бородиным и который в первом действии сражения (заняв Бородино) атаковали французы. Пьер видел, что впереди его был мост и что с обеих сторон моста и на лугу, в тех рядах лежащего сена, которые он заметил вчера, в дыму что то делали солдаты; но, несмотря на неумолкающую стрельбу, происходившую в этом месте, он никак не думал, что тут то и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видал неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видал убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него. С улыбкой, не сходившей с его лица, он оглядывался вокруг себя.

Вероятно, многие слышали выражение «гамбургский счёт» – фразеологизм, значение которого не так просто определить. С другой стороны, фраза имеет довольно интересную историю, которая сразу же определяет её смысл.

Фразеологизм означает максимальную свободу от коррупции, нечестных суждений и субъективного мнения в принципе. Употребляя это выражение, рассказчик исключает возможность нечестности, фальши и даже симпатии к конкретной стороне схватки.

Несложно догадаться, что фразеологизм происходит из Германии. Речь идёт о гамбургскимх борцах, которые проводили бои в обычных трактирах.

Эти схватки устраивались для подпольного развлечения. Уважающий себя борец должен был всегда поддерживать форму и доказывать статус в борьбе с достойным соперником. Только так можно было стать чемпионом по гамбургскому счёту.

Автор крылатой фразы, Виктор Шкловский, впечатлился подобным распорядком вещей в спортивной среде и выразил своё желание применять подобные требования к литературным деятелям. Существует легенда, что писатель впервые услышал это выражение в одном из московских ресторанов от Ивана Поддубного, когда тот рассказывал, как его пытались побороть. Однако на данный момент гамбургское происхождение фразы не подтверждено исторически, фразеологический оборот считается вымыслом самого Шкловского.

Рассказанная история легла в основу пролога книги писателя «Гамбургский счёт»

Эта легенда не имеет точных подтверждений. Так, на территории Гамбурга не было обнаружено трактиров, в которых проводились бои со столь жёсткими условиями.

Вокруг этой истории существует огромное количество догадок, однако наиболее достоверные факты касаются следующего:

  1. Виктор Шкловский - русский кинодраматург и писатель. В одной из своих статей он предположил, что к деятелям искусства должны выдвигаться суровые требования, так называемый гамбургский счёт.
  2. Фразеологизм получил известность в год своего образования - в 1928-м.
  3. Через какое-то время после издательства журнала, в котором была опубликована статья, Шкловский решил несколько смягчить своё мнение. Однако фраза настолько запомнилась в литературных кругах, что до сих пор не вышла из обихода.

Как выражение «гамбургский счёт» может применяться в современности

Как бы то ни было, речь идёт об интересной и наполненной смыслом фразе. Поэтому её стоит использовать в уместных случаях. Вряд ли такое выражение будет гармонировать с разговорной речью, но может украсить доклад, произведение или интеллектуальную беседу.

Выражение может быть использовано в следующих ситуациях:

  • для подтверждения справедливости судебной инстанции. К примеру: «Присуждение титулов спортсменов после состязания происходило по гамбургскому счёту». То есть, налицо беспристрастность судей;
  • для подчёркивания отсутствия личных претензий критика к субъекту. К примеру: «Соглашусь, между нами существуют определённые разногласия, но работа выполнена качественно, если судить по гамбургскому счёту». То есть, критик берёт во внимание только те детали, которые касаются фактической составляющей задания его собеседника;
  • для указания на профессионализм субъекта. К примеру: «Не вижу причины для твоих волнений: по гамбургскому счёту чертёж выполнен качественно». В этом случае фразеологизм выступает как высшая шкала градации;
  • для указания на большое количество усилий, направленное на достижение цели. К примеру: «Мне казалось, за ночь справиться с таким нереально. Что называется, отплатил по гамбургскому счёту». То есть, были выполнены не только все условия задачи, но и предприняты дополнительные шаги;
  • для демонстрации наиболее заветных ожиданий. К примеру: «Занятая мной позиция, в принципе, меня устраивает. Но по гамбургскому счёту было бы неплохо оказаться хотя бы на третьем месте…» То есть, фразеологизм употребляется в значении максимума, своеобразного предела.

При этом стоит исключить употребление словосочетания с предлогом «на», поскольку такая формулировка уже будет некорректной.

Как написать сочинение на эту тему в школе

Как и во многих подобных случаях, важно указать на основное значение слова и предоставить достаточное количество примеров. Последние стоит вставлять по ходу освещения нового факта в сочинении.


В сочинении следует указать все существующие версии происхождения фразеологизма

Какие данные о понятии стоит предоставить:

  1. Начать сочинение следует с описания основных фактов - года появления фразеологизма, автора выражения и обстоятельств, при которых оно родилось. Не лишним будет упомянуть, что Виктор Шкловский неоднократно поднимал вопрос справедливой критики в своих работах.
  2. Рекомендуется продолжить повествование с уклоном на изначальный смысл фразы. Упомянуть, что в современной литературе имеется несколько объяснений, которые имеют отличия.
  3. Заострить внимание на несущественности таких отличий: фраза однозначно говорит о справедливости, честности суждений и даже некоторой жёсткости в установках. Именно поэтому когда-то обычная фраза смогла стать фразеологизмом и просуществовать почти столетье.
  4. Основную часть рекомендуется продолжить кратким пересказом истории возникновения крылатой фразы. Не стоит забывать об упоминании города, в котором происходили события - Гамбург. Поскольку, в противном случае, нарушится вся логическая цепочка повествования.
  5. Ближе к концу сочинения желательно отдать должное опрометчивости сравнения достойного результата с гамбургским счётом.

Какие примеры стоит использовать:

  1. Фразеологизм в изречениях спортивных комментаторов: «по гамбургскому счёту команда Демократической Республики Конго показала достойный результат». На практике действительно нередки случаи употребления фразы в подобном контексте.
  2. В описании двух соревнующихся команд относительно любой сферы: «В менеджменте лучше рассчитать свои силы заранее и быть готовым к трудной работе. Результаты будут оценены по гамбургскому счёту».
  3. Крылатая фраза в описании судебных фигур или критиков: «Главный принцип нашего судьи - здравый смысл и гамбургский счёт».
  4. Относительно мотивации в какой-либо сфере: «Нужно посвятить какое-то время учёбе. Я намерен оценивать свои результаты по гамбургскому счёту».

Что ещё следует учитывать при написании сочинения:


В целом, нужно понимать, что фразеологизм тесно связан с историей своего возникновения. Поэтому он практически не имеет смысла, если рассказчик не ознакомлен с короткой историей термина.

0 Сегодня люди используют выражения и фразеологизмы , совершенно не задумываясь об их происхождении. Дело доходит до того, что приходиться "рыться" в интернете в поисках надлежащего ответа. Именно по этой причине был создан сайт сайт, в котором мы постоянно растолковываем значение и смысл различных словечек и выражений. Сегодня поговорим о довольно известной фразе, это Гамбургский счёт , значение фразеологизма вы сможете обнаружить немного позже.
Впрочем, прежде чем продолжить я бы хотел показать вам несколько познавательных статей по тематике значения пословиц и поговорок. Например, что значит Накручивать себя ; как понять Трещит по швам ; что означает Задать баню ; кого называют Верста Коломенская и т. п.
Итак, продолжим, Гамбургский счёт значение фразеологизма ?

Гамбургский счёт - это оценка чего-нибудь без всяких уступок и скидок, с предельной точностью и требовательностью


Гамбургский счёт - обозначает нечто справедливое и честное, о чём судят без фальши и подтасовок


Синоним По Гамбургскому счёту : на самом деле, в действительности.

Пример :

Ты мне сволочь ещё ответишь по Гамбургскому счёту!

Этот парень начинающий специалист, однако по гамбургскому счёту вред ли выдержит жёсткую конкуренцию в этой сфере деятельности.

В Германии одно время была популярна борьба, и много зрителей приходило поглазеть на двух потных мужчин, которые валяли друг друга по арене. Ушлые тренеры и антрепренёры научились извлекать выгоды из подобных зрелищных состязаний. Они заранее распределяли роли между борцами, говорили, как должно проходить состязание, и кто в итоге должен стать победителем, а кто проиграть. По сути , от начала и до конца, это были договорные бои, причём многие зрители об этом даже не подозревали.

Однако, самим борцам было интересно, кто же из них на самом деле самый сильный и ловкий. Поэтому однажды собравшись все вместе, они приняли решение, проводить между собой раз в год поединки, чтобы узнать силу каждого спортсмена.
Для этого, они выбрали один небольшой трактир, который располагался в Гамбурге . В этом месте борьба была исключительно справедливая и честная, однако об результатах этих поединков практически никто не знал.

Правда, если копнуть немного глубже, то выясниться, что в Гамбурге никто и слыхом не слыхивал об этом таинственном трактире, и о поединках проходящих в нём. Скорее всего Шкловский , а именно через него все узнали эту красивую историю, использовал недостоверные сведения, либо просто солгал ради красного словца.

Прочтя эту толковую статью, вы узнали значение выражения по Гамбургскому счёту , и теперь не попадёте

Легенда, поведанная литератором, не нашла подтверждений. Историкам Гамбурга и современным хозяевам ресторанов ничего не известно о состязаниях борцов, якобы проходивших в старину в гамбургском трактире . К. В. Душенко считает, что «гамбургский счёт» - собственное выражение Шкловского . Сомнения добавляет тот факт, что И. М. Поддубному , возраст которого имел существенное значение для сюжета его рассказа, в 1924 году исполнилось только 53 года, а боролся он действительно до 70‑ти .

Определение Виктором Шкловским места «у ковра» для Михаила Булгакова последним было воспринято как оскорбительное, намекающее на клоуна, который у ковра развлекал в цирке публику. Это осложнило отношения между двумя писателями . Намёк на клоуна, впрочем, усмотрели не все. Так в письме к литературоведу Станиславу Рассадину Виктор Конецкий высказывал иное понимание ранжирования писателей у Шкловского:

В который раз наткнулся на упрёк В. Б. Шкловскому в адрес Булгакова: «у ковра» (то есть выводится из игры!). Это некий массовый психоз, ибо выражение обозначает высокий комплимент и предсказание «гамбургской борьбы» и победы в ней. Написано сие «у ковра» в 1924 году. В книге напечатано в 1928 году. Понимать выражение, мне кажется, следует:
1. Булгаков уже приехал в Гамбург. А Серафимович или Вересаев туда даже приблизиться не могут.
2. Булгаков уже СТОИТ у ковра, ибо допущен к соревнованиям высшего пилотажа (это в 1924 году!).
3. Хлебников с ковра уже сошёл, ибо уже победил.

4. Бабель уже принимал участие в драке, но, по мнению В. Б. Ш., легковес. Горький же часто не в форме, то есть его на ковре могут просто-напросто придушить - старенький уже.

Позднее Шкловский признавал свой пролог неправильным .

Распространение

Благодаря одноимённой книге Виктора Шкловского, выражение «гамбургский счёт», получившее распространение в русском языке, стало крылатым и популярным не только в писательской среде, но и гораздо шире . В частности, психологами оно используется для выявления реального, а не официального места индивида в статусной иерархии .

…В первую очередь, «гамбургский счёт» актуален при работе социального психолога-практика с малыми группами, определении их актуального состояния и траектории развития, выявлении причин низкой функциональности как явных, так и потенциальных конфликтов…

Об этом говорит также Харри Вальтер, доктор филологических наук, профессор университета имени Эрнста Морица Арндта в Грайфсвальде .

За пределами русского языка это выражение вызывает трудности с переводом из-за отсутствия понятия в других языках и многозначности русского слова «счёт ». Дуглас Робинсон (англ.) русск. предлагает три варианта: англ. The Hamburg Score , The Hamburg Rankings, The Hamburg Account для названия работы Шкловского, отмечая, что англ. score, rankings лучше описывают аллюзию к соревнованиям борцов, но Ричард Шелдон (англ. Richard Sheldon ) при переводе использовал англ. account .

Существует предположение, что по ассоциации с «гамбургским счётом» Виктора Шкловского крылатым стало выражение «по большому счёту», появившееся позднее в романе Вениамина Каверина «Исполнение желаний» .

Примечания

  1. Гамбургский счёт (неопр.) (Национальная психологическая энциклопедия). vocabulary.ru. Проверено 12 сентября 2017.
  2. Шкловский В. Гамбургский счёт и по большому счёту // Вопр. культуры речи / Акад. наук СССР. Ин‑т рус. яз. Гл. ред. С. И. Ожегов . - М. : Наука , 1965. - Вып. 6. - С. 129-131. - 241 с. - 8500 экз.
  3. Шкловский В. Гамбургский счёт . - Л. : Изд‑во писателей в Ленинграде, 1928. - С. 5. - 247 с. - 4000 экз.
  4. Мягков Б. С. Булгаковская Москва. - М. : Моск. рабочий, 1993. - С. 120-126. - 222 с. - ISBN 5-239-01439-6 .
  5. Дом Грибоедова // Булгаковская энциклопедия / Б. В. Соколов . - М. : Локид: Миф, 1996. - С. 191-198. - 592 с. - ISBN 5-320-00143-6 . - ISBN 5-87214-028-3 .
  6. По гамбургскому счёту // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / [авт.-сост. Вадим Серов]. - М. : Локид-пресс, 2004. - 877, с. - 2000 экз. - ISBN 5-320-00323-4 .
  7. Душенко К. В . Словарь современных цитат : 4300 ходячих цитат и выражений XX в., их источники, авт., датировка. - М. : Аграф, 1997. - С. 406. - 628, с. - ISBN 5-7784-0031-4 .
  8. Поддубный Иван Максимович / В. И. Линдер // Перу - Полуприцеп. - М. : Большая российская энциклопедия, 2014. - С. 541-542. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-2017, т. 26). - ISBN 978-5-85270-363-7 .
  9. Белозерская-Булгакова Л. Е . О, мёд воспоминаний . - Анн-Арбор, Мичиган: Ардис , 1979. - С. 45. - 134 с. - ISBN 0-88233-318-6 .
  10. Конецкий В. В . Эхо : (Вокруг и около писем читателей). - 2‑е изд., испр. и доп. - СПб. : Блиц, 2001. - С. 324-325. - 453, с. - 3000 экз. - ISBN 5-86789-142-9 .
  11. Putin hat da noch eine Hamburger Rechnung offen (нем.) . Die Welt (24.10.2014). Проверено 15 сентября 2017.
  12. Вальтер Харри. О двух «немецких» эптонимах в русском языке (Гамбургский счёт; Кто опаздывает, того наказывает история) (неопр.) . Проблемы истории, филологии, культуры (2011). Проверено 12 сентября 2017.
 
Статьи по теме:
Гамбургский счет - идиоматическое выражение Что значит фраза по гамбургскому счету
. «Гамбургский счёт» представлял собой действительное соотношение силы и мастерства цирковых борцов, тогда как на арене цирка победитель схватки определялся по договорённости заранее: Гамбургский счёт - чрезвычайно важное понятие. Все борцы, когда борют
Как приготовить печень говяжью вкусной и мягкой?
0:1 0:11 Говяжья печень - один из лучших субпродуктов не только по вкусу, но и пищевой ценности. В отличие от свиной, она обладает слегка горьковатым, но приятным вкусом. 0:315 0:325 Если говорить о питательной ценности говяжьей печени, то она являетс
Рецепты приготовления горячего шоколада в домашних условиях с фото и полезные свойства напитка
Изысканный напиток, который несложно приготовить своими руками в несколько этапов. Горячий шоколад не только вкусный, но и более полезный, чем плиточный родственник. Секрет горячего шоколада в том, что при готовке он теряет некоторую часть сахара, становя
Творожная запеканка с овсяными хлопьями Творожная запеканка с хлопьями в духовке
Пошаговые рецепты приготовления творожной запеканки с овсяными хлопьями, яблоком, тыквой, грушей и орехами 2018-06-21 Рида Хасанова Оценка рецепта 11167 Время (мин) Порций (чел) В 100 граммах готового блюда 12 гр. 4 гр. Углевод